46 пример. Однако в такой же степени удовлетворяет потребность в различии, тенденцию к дифференциации к изменению, к выделению из общей массы. Это удается ей, с одной стороны, благодаря смене содержаний, которая придает моде сегодняшнего дня индивидуальный отпечаток, отличающий ее от моды вчерашнего и завтрашнего дня; еще в большей степени ей удается это потому, что она всегда носит классовый характер, и мода высшего сословия всегда отличается от моды низшего, причем высшее сословие от нее сразу же отказывается, как только она проникает в низшую сферу. Тем самым мода не что иное, как одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности. Пожалуй, ничто убедительнее не доказывает, что мода является просто результатом социальных или формально психологических потребностей, чем-то, что с точки зрения объективных, эстетических или иных факторов, целесообразности невозможно обнаружить ни малейшей причины для ее форм. В общем, если наша одежда по существу соответствует нашим потребностям, то в форме, которую придает ей мода: следует ли носить широкие или узкие юбки, взбитые или округлые прически, пестрые или черные галстуки, нет и следа целесообразности. Модным подчас становится столь уродливое и отвратительное, будто мода хочет проявить свою власть именно в том, что мы готовы принять по ее воле самое несуразное; именно случайность, с которой она предписывает то целесообразие, то бессмысленное, то безразличное, свидетельствует о ее индифферентности к объективным нормам жизни и указывает на другую ее мотивацию, а именно на типично социальную как единственно остающуюся вероятной. В современной культуре мода имеет огромное значение проникая в до того чуждые области и беспрерывно усиливая изменение там, где она уже укоренилась, есть лишь усиление психологической черты времени. Мода, она также восполняет незначительность личности, ее неспособность самой своими силами индивидуализировать свое существование, принадлежностью |
22 "Существует требование, тесно связанное с необходимым условием свободного потребления тех, а не иных товаров, пишет Т. Веблен, благородный господин должен уметь потреблять их подобающим образом. Он учится вести свою праздную жизнь по должной форме. Для господина, живущего в праздности, демонстративное достижения потребление материальных представляется ценностей из есть средство развития уважения...Как обзора демонстративной праздности и демонстративного потребления, возможность использования как одного, так и другого в целях приобретения и сохранения почтенности заключается в элементе расточительства, общем для них обоих. В одном случае это излишняя трата времени и сил, в другом излишнее материальное потребление. Можно заметить также, что пригодность потребления каксредства для поддержания репутации, а также выдвижение его в качестве одной из основ благопристойности в полной мере проявляется в тех сферах общества, где наиболее широкое распространение получают социальные контакты индивида и где подвижность населения наиболее велика"1. Г. Зиммелем проблема потребления изучается в аспекте теории моды. Мода, по Зиммелю, — "не что иное, как одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности. Пожалуй, ничто убедительнее не доказывает, что мода является просто результатом социальных или формально психологических потребностей, чем то, что с точки зрения объективных, эстетических или иных факторов, целесообразности невозможно обнаружить ни малейшей причины, которую придает ей мода: следует ли носить широкие или узкие юбки, взбитые или округлые прически, пестрые или подчас черные галстуки, столь нет и следа и целесообразности. Модным становится уродливое отвратительное, будто мода -хочет проявить свою власть именно в том, что мы 1 Веблен Т.Теорияпраздного класса.М.,1984.С.113,121,122 23 готовы принять по ее воле самое несуразное; именно случайность, с которой она предписывает то целесообразие, то бессмысленное, то безразличное, свидетельствует о ее индифферентности к объективным нормам жизни и указывает на другую ее мотивацию, а именно на типично социальную как единственно остающуюся вероятной. В современной культуре мода имеет огромное значение проникая в до того чуждые области и беспрерывно усиливая изменение там, где она уже укоренилась, есть лишь усиление психологической черты времени. свое Мода, она также восполняет к незначительность личности, ее неспособность ' самой своими силами индивидуализировать существование, принадлежностью характеризованному именно модой, поднятому из общей массы, так или иначе связанному в общественном кругу как потребление"1. Зиммель подчеркивает, что привлекательность моды заключается в контрасте между ее широким распространением и ее востребованностью,ведь мода поддерживается социальным кругом. Таким образом, мода характеризует потребность и потребительство как масс, так и индивидов с применением вкуса в процессе формированиякультурных потребностей. В. Зомбартом проблема потребностей изучается в аспекте созданной им концепции роскоши. М.Вебером была сформулирована концепциа статусных групп и протестантской этике. Важные для теории потребления подходы обозначены И.Гофманом. И.Гофманом, систематизируя понятия знакового символического интеракционизма, писал: "В первом приближении коммуникация— это процесс передачи друг другу и, следовательно, постепенного обобществления частного опыта, идей, эмоций, ценностей и т.п. От этого активного процесса зависит формирование и отдельной личности, и общества, и социального института, организации и учреждения. Зависимость становления личности от процесса трансляции жизненного опыта другим индивидам и приема от них встречных 1 ЗиммельГ. Избранное.Т.2.М.,1996!С.267 -269 |