50 потребителя, рабочие и ремесленники, а также косвенно обязанные им 23 -г, СВОИМИ доходами торговцы и владельцы земельной ренты». В основе работы Вебера лежит методический прием, произведенный на сравнительно исторических элементах. В «Городе» сравниваются происходящие явления, осуществляя ориентирующую функцию на понятие потребления. Вебер ищет повторяющиеся черты в своеобразных исторических явлениях, ищет общее в индивидуальном, цель которого нахождение общих черт в различных индивидуальных процессах. Долгое время в основе изучения потребления главную роль занимала проблема производства, а само потребление, особенно товаров культуры было на периферии. В исследованиях ученых в основном рассматривались вопросы распределения благ, дифференциация уровня жизни, перераспределение, связь с производством. Только в 1980-е годы на Западе появляется потребление конструируют Объектом направление в центре в социологии, которой которая обращает людей, по внимание которой на они деятельность собственную идентичность посредством потребления. как исследования в основе выдвигается которого понимание потребления деятельности, лежит «понимающая социология» «стремящуюся, М. Вебера, который определил социологию как науку, истолковывая, понять социальное действие и тем самым казуально объяснить его процесс». Потребляющий участвует Такой индивид, потребляя, представляет себя окружающим, потребности. в повседневной жизни, формируя связан с культурные индивид потребления символическим интеракционизмом, и особенно с драматургическим подходом И. Гофмана. Система понятий Гофмана знакового символического интеракционизма заключается в следующем: «В первом приближении коммуникация это процесс передачи друг другу и, следовательно, постепенного обобществления частного опыта, идей, эмоций, ценностей и т.п. От этого М. Вебер. Избранное. Образ общества. М. Юрист. 2004. С.649,654,310-312. |
23 готовы принять по ее воле самое несуразное; именно случайность, с которой она предписывает то целесообразие, то бессмысленное, то безразличное, свидетельствует о ее индифферентности к объективным нормам жизни и указывает на другую ее мотивацию, а именно на типично социальную как единственно остающуюся вероятной. В современной культуре мода имеет огромное значение проникая в до того чуждые области и беспрерывно усиливая изменение там, где она уже укоренилась, есть лишь усиление психологической черты времени. свое Мода, она также восполняет к незначительность личности, ее неспособность ' самой своими силами индивидуализировать существование, принадлежностью характеризованному именно модой, поднятому из общей массы, так или иначе связанному в общественном кругу как потребление"1. Зиммель подчеркивает, что привлекательность моды заключается в контрасте между ее широким распространением и ее востребованностью,ведь мода поддерживается социальным кругом. Таким образом, мода характеризует потребность и потребительство как масс, так и индивидов с применением вкуса в процессе формированиякультурных потребностей. В. Зомбартом проблема потребностей изучается в аспекте созданной им концепции роскоши. М.Вебером была сформулирована концепциа статусных групп и протестантской этике. Важные для теории потребления подходы обозначены И.Гофманом. И.Гофманом, систематизируя понятия знакового символического интеракционизма, писал: "В первом приближении коммуникация— это процесс передачи друг другу и, следовательно, постепенного обобществления частного опыта, идей, эмоций, ценностей и т.п. От этого активного процесса зависит формирование и отдельной личности, и общества, и социального института, организации и учреждения. Зависимость становления личности от процесса трансляции жизненного опыта другим индивидам и приема от них встречных 1 ЗиммельГ. Избранное.Т.2.М.,1996!С.267 -269 |