51 активного процесса зависит формирование и отдельной личности, и общества, и социального института, организации и учреждения. Зависимость становления личности от процесса трансляции жизненного опыта другим индивидам охватывает и и приема от них и встречных прием) сообщений (коммуникация теоретическое трансляцию подразумевает расхождение как с психологизмом, допускающим существование некоторых готовых, врожденных природных мотивов человеческого действия, независимых от социальной среды, ситуации, окружающих институтов, так и с крайним социологизмом, представляющим человека чем то вроде tabula rasa чистого листа, пассивно заполняемого прямыми импульсами природой и социальной среды, и коллективного сознания и т.п. Зависимость же формирования функционирования общественных объединений, организаций и учреждений от процесса коммуникации проявляется в том, что их постигает окостенение, бесплодие, в конце концов, распад, если они не служат делу облегчения и всяческого обогащения коммуникации между людьми. С расширением перспективы эта задача формулируется как задача изучения социальных микрообразований, организаций, учреждений словом, л ю б ы х обособленных социальных пространств, в которых осуществляется определенного рода деятельность, с точки зрения управления создаваемыми там впечатлениями и определения ситуации. Способы, приемы управления впечатлениями выработанные данной микросистемой выделяется в особый драматургический подход».^'* «Драматургический подход должен располагать своей особенной, «ситуационной», системой понятий в силу внутренней диалектики развития форм социальной жизни лицом к лицу статуса времени в этих формах. Фактически, в любой микросистеме, взаимодействия лицом к лицу, люди вступают с другими, непосредственно присутствующими, участниками в культурно обусловленные познавательные отношения, без которых было бы И. Гофман. Представление себя другим в повседневной жизни. М. Канон-Пресс. 2005. -С.7-21. |
23 готовы принять по ее воле самое несуразное; именно случайность, с которой она предписывает то целесообразие, то бессмысленное, то безразличное, свидетельствует о ее индифферентности к объективным нормам жизни и указывает на другую ее мотивацию, а именно на типично социальную как единственно остающуюся вероятной. В современной культуре мода имеет огромное значение проникая в до того чуждые области и беспрерывно усиливая изменение там, где она уже укоренилась, есть лишь усиление психологической черты времени. свое Мода, она также восполняет к незначительность личности, ее неспособность ' самой своими силами индивидуализировать существование, принадлежностью характеризованному именно модой, поднятому из общей массы, так или иначе связанному в общественном кругу как потребление"1. Зиммель подчеркивает, что привлекательность моды заключается в контрасте между ее широким распространением и ее востребованностью,ведь мода поддерживается социальным кругом. Таким образом, мода характеризует потребность и потребительство как масс, так и индивидов с применением вкуса в процессе формированиякультурных потребностей. В. Зомбартом проблема потребностей изучается в аспекте созданной им концепции роскоши. М.Вебером была сформулирована концепциа статусных групп и протестантской этике. Важные для теории потребления подходы обозначены И.Гофманом. И.Гофманом, систематизируя понятия знакового символического интеракционизма, писал: "В первом приближении коммуникация— это процесс передачи друг другу и, следовательно, постепенного обобществления частного опыта, идей, эмоций, ценностей и т.п. От этого активного процесса зависит формирование и отдельной личности, и общества, и социального института, организации и учреждения. Зависимость становления личности от процесса трансляции жизненного опыта другим индивидам и приема от них встречных 1 ЗиммельГ. Избранное.Т.2.М.,1996!С.267 -269 24 сообщений (коммуникация охватывает и трансляцию, и прием) подразумевает теоретическое существование расхождение некоторых как готовых, с психологизмом, врожденных допускающим мотивов природных человеческого действия, независимых от социальной среды, ситуации, окружающих институтов, так и с крайним социологизмом, представляющим человека чем то вроде tabula rasa чистого листа, пассивно заполняемого прямыми импульсами природой и социальной среды, коллективного сознанияи т.п."1 И. Гофман провозглашает важность "драматургического" подхода, который располагает своей особенной, "ситуационной", системой понятий в силу внутренней диалектики развития форм социальной жизни. "Фактически, в любой микросистеме, взаимодействия лицом 'к лицу, люди вступают с другими, непосредственно присутствующими, участниками в культурно обусловленные познавательные отношения, без которых было бы невозможно упорядочение совместной деятельности ни в словесных, ни в поведенческих формах" . Вникая в межчеловеческие взаимовлияния как функциональные формы потребления и формирования культурных потребностей, И.Гофман рассмотрел проблемы деятельности людей посредством драматургии, себя показывая как потребляющий индивид, потребляя, представляет окружающим, участвует в повседневной жизни, формируя потребности. культурные Во второй половине XX века проблематику общества потребления разрабатывали П.Бурдье, Ж.Бодрийяр,которые сфокусировали свое внимание не на материальной потребительной стоимости, а на символической природе потребления: здесь потребление рассматривается не как экономический утилитарный процесс,а каксоциальный икультурный процесс. 2 ГофманИ.Представлениесебядругим вповседневнойжизни.М.,2000.С.721 ГофманИ.Представлениесебядругим вповседневнойжизни. С.20,23. |