«Богословского Вестника», использует другое понятие «благотворительность»: «Благотворительность вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют, и все одинаково понимают».1 Какая же благотворительность ценилась и почиталась на Руси? В.О. Ключевский писал: «...древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки...» Благотворительность в российской духовной культуре тесно связана с понятием «милосердие». В Словаре по этике мы найдем такое объяснение: «В понятии «милосердие» соединяются два аспекта д уховн оэмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретнопрактический (порыв к реальной помощи): без первого Милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго в сентиментальность».2 В «Словаре современного русского литературного языка» понятие «милосердие» объясняется так: «...это готовность помочь комулибо из чувства сострадания; оказание помощи из этих же чувств».3 Милосердие глубоко естественная потребность человека. Благотворительность традиционная, веками складывавшаяся черта русского православного народа. Традиции, легшие в основу благотворительности православных дворян-предпринимателей, купцов, интеллигенции, корнями своими уходят в постулаты христианства, в традиции русского православия. Милосердие подразумевает целый комплекс нравственно-психологических качеств личности, являющихся основой бескорыстной благотворительной деятельности; Слово «благотворительность» часто употребляется как синоним термина «филантропия» (человеколюбие) и в этом смысле может рассматриваться как 1Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М. 1996. С. 78; 2Словарь по этике. М. 1989. С. 179. 3Словарь современного русского литературного языка. М.Л., 1948. С. 991. 117 |
23 Кроме того, специфика мотивации меценатской деятельности, как и благотворительной, в целом основывается на тех же моральных и взаимосвязана с теми же духовными ценностями и традициями, как отмечает И.С. Жданова. /75, с. 25/ В принципе благотворительность и меценатство синонимичные понятия, поэтому в работе мы будем использовать оба термина. Содержание понятия «благотворительность» складывалось постепенно, в течение веков, вместе с накоплением опыта благотворительной деятельности. В это понятие в разные годы существования нашего государства вкладывался разный смысл. Так, выдающийся русский ученый В.И. Даль дает следующее определение: «Благотворительный (о человеке): склонный к благотворению. Под этим обычно подразумевают: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенном для призрения дряхлых, увечных, хворых, неимущих, или ради попечения об них». /62, с. 94/ «Благотворительность является самым элементарным, непосредственным и добровольным актом помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество». /243, с. 7/ Благотворительность носит общечеловеческий характер, что подтверждается наличием этого явления во все исторические эпохи и представленностью данной проблемы во всех этических и философских системах. В этом смысле благотворительность можно рассматривать как практическое воплощение универсальной моральной нормы человеческого общежития. Выдающийся отечественный историк В.О. Ключевский в своей речи «Добрые люди древней Руси», впервые опубликованной в первом номере «Богословского Вестника», использует другое понятие «благотворительность»: «Благотворительность вот слово с очень спорным значением и с толкуют нимают». /99, с.78/ Какая же благотворительность ценилась и почиталась 24 Ключевский пишет: «... древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки...». Благотворительность в российской духовной культуре тесно связана с понятием «милосердие». В Словаре по этике мы найдем такое объяснение: «В понятии «милосердие» соединяются два аспекта духовноэмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретнопрактический (порыв к реальной помощи): без первого Милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго в пустую сентиментальность». /195, с. 179/ В «Словаре современного русского литературного языка» понятие «милосердие» объясняется так: «... это готовность помочь комулибо из чувства сострадания; оказание помощи из этих же чувств». /196, с. 991/ Милосердие глубоко естественная потребность человека. Благотворительность традиционная, веками складывавшаяся черта русского православного народа. Традиции, легшие в основу благотворительности православных дворян-предпринимателей, купцов, интеллигенции, корнями своими уходят в постулаты христианства, в традиции русского православия. Милосердие подразумевает целый комплекс нравственно-психологических качеств личности, являющихся основой бескорыстной благотворительной деятельности. Слово «благотворительность» часто употребляется как синоним термина «филантропия» (человеколюбие) и в этом смысле может рассматриваться как моральный принцип, отражающий глубинные слои бытия человека, выражающий его сущностные потребности. Мораль с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости становится действенным фактором общественной жизни, и филантропия как моральная норма, содержащая эти характеристики, приобретает все большую общечеловеческую ценность. /226, с. 328/ Поскольку исторический срез наших исследований соответствует вто |