было, наверное, более насущным,1 Благотворительность в России была разветвленной системой со значительными материальными средствами. Уже в начале XIX столетия только в Москве и Петербурге с большой пользой работали десятки благотворительных обществ. Среди них можно выделить и огромное ведомство императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I, пожертвовавшей из своих средств на женское образование и воспитание девочек-сирот около 4 млн. руб. (для 1828 г. огромная сумма). Это ведомство ежегодно брало на воспитание и обучение до 21 года 100000 младенцев: оно имело 176 приютов для взрослых людей, 21 школу для слепых детей, Мариинские институты и училище для девочск, 31 женскую гимназию всего более 500 учреждений с годовым бюджетом в 13,5 млн. руб. (около 25% из госбюджета). Благотворительность в России до середины XIX в. носила больше материальный характер, чем просветительский, духовный. Крепостное право, самодержавие, сама система не могли обеспечить нормальное существование человека. Частная благотворительность в России в конце XIX вв. стала главным видом национальной благотворительности, т.к. составляла 75% от общих расходов на благотворительность. И только 25% принадлежали казне, земствам, городам, сословным учреждениям, церквям.2 Вторая половина XIX начало XX вв. в России явились средоточием уникального социального опыта. Общество этого периода оказалось влиятельной силой в постановке образования, добившись функционирования широкой сети школьных и внешкольных учреждений. Значение и весомость внешкольного образования как альтернативы, тщательно структурированной и иерархизированной системы государственного народного образования, 1Ссйдлер И.И. Московская Голицынская больница в ряду европейских больниц. М., 1X65. С. 42* 43. 2Максимов Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903. С. 5Х. 120 |
32 тием частной торговли и промышленности благотворительностью стали заниматься предприниматели. Благотворительные учреждения носили, как правило, имена своих создателей: Бахрушинская, Алексеевские глазная и педиатрическая, Морозовская детская больницы, Рукавишниковский, Мазуринский приюты, торговая школа им. Алексеевых в Москве и т.п. Расходы владельцев торгово-промышленных предприятий (например, Прохоровской Трехгорной мануфактуры товарищества, Гюнтера Альберта товарищества и др.) зачастую включали средства на родильные дома, ясли, детские сады, школы, библиотеки, бани, больницы, приюты и пр. Частные благотворительные общества и заведения возникали и в конце XVIII начале XIX вв., среди них Дом призрения, Штаб обер-офицеров (созданный графиней Шереметьевой в 1798 г.), Демидовский дом призрения трудящихся в Петербурге (1833 г.), Харьковское благотворительное общество (1843 г.), Общество посещения бедных в Петербурге (созданное В.Ф. Одоевским и В.А. Соллогубом в 1846 г.) и др. Рост их числа отмечен в 1841-1845 гг. (возникло 103 общества в городах и 16 в сельской местности) и в 1856-1860 гг. (соответственно 78 и 42). Возросло количество благотворительных учреждений в пореформенной России: 224 общества в городах и 85-в деревнях (1866-70 гг.), 261 и 97 соответственно (1876-80 гг.), 357 и 126 соответственно (1881-85 гг.), 318 и 139 соответственно (1886-90 гг.). /124, с. 104; 125, с. 67; 26, т. 3, с. 92/ Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Истоком благотворительности в России было христианство, ставшее фундаментом, на котором было выстроено здание русской национальной благотворительности. Церковь в России веками формировала благотворительные черты русского православного народа, традиции, которой распространились на все сословия российского общества. Благотворительность в России была разветвленной системой со значительными материальными средствами. Уже в начале XIX столетия только в Москве и Петербурге с большой пользой работали десятки благотворитель 33 ных обществ. Среди них можно выделить и огромное ведомство императрицы Марии Федоровны, основы которого были заложены женой императора Павла I, императрицей Марией Федоровной, пожертвовавшей из своих средств на женское образование и воспитание девочек сирот около 4 млн. руб. (для 1828 г. огромная сумма). Это ведомство ежегодно брало на воспитание и обучение до 21 года 100 000 младенцев: оно имело 176 приютов для взрослых людей, 21 школу для слепых детей, Мариинские институты и училище для девочек, 31 женскую гимназию всего более 500 учреждений с годовым бюджетом в 13,5 млн. руб. (около 25% из госбюджета). Благотворительность в России до середины XIX в. носила больше материальный характер, чем просветительский, духовный. Крепостное право, самодержавие, сама система не могли обеспечить нормальное существование человека. Частная благотворительность в России в конце XIX вв. стала главным видом национальной благотворительности, т.к. составляла 75% от общих расходов на благотворительность. И только 25% принадлежали казне, земствам, городам, сословным учреждениям, церквям. /124, с. 158/ Просвещенные деятели и мыслители, дворянство начинают свою благотворительную деятельность в развитии нравственно-духовной, нравственно-эстетической традиции национальной русской культуры народа. Высокую оценку благотворительной деятельности Московского дворянства и по соз-* данию больниц, и по созданию художественных коллекций, доступных широкой публике, дает известный собиратель и коллекционер П.П. Свиньин. /191, ч.1, № 2, с. 19/ Следует отметить, что все крупные картинные галереи дореволюционной России создавались не только ради удовлетворения художественных склонностей их владельцев, но и с целью помощи неимущим российским художникам. Если такие коллекционеры зарубежного искусства, как князь А.А. Безбородко, граф А.С. Строганов, князь Н.Б. Юсупов и другие вельможи XVIII в. были более коллекционеры, нежели благотворители, то 135 2.3. Особенности деятельности меценатов по развитию низших профессиональных учебных заведений в России середины XIX начала XX вв. Вторая половина XIX начало XX вв. в России явились средоточием уникального социального опыта. Общество этого периода оказалось влиятельной силой в постановке образования, добившись функционирования широкой сети школьных и внешкольных учреждений. Значение и весомость внешкольного образования как альтернативы, тщательно структурированной и иерархизированной системы государственного народного образования, выразил видный педагог того времени П.Ф. Каптерев, который писал, что «если бы изъять из нынешнего педагогического дела все продукты свободного личного и общественного творчества и оставить школы лишь при государственно-казенной педагогии, то трудно представить, что произошло бы нечто вроде педагогического землетрясения, после которого остались бы лишь самые крепкие человеки в футлярах». /95, с. 265/ Общее и профессиональное обучение работающих детей оказалось за пределами системы государственного начального и профессионального образования. В общественнопедагогическом движении сформировались условия для ликвидации неграмотности и повышения образовательного уровня малолетних рабочих, а также формы профессиональной подготовки рабочих-подростков, учениковрабочих. В основе общеобразовательной школьной политики лежала идея реализации потенциала личностного и социального развития. Эффективность деятельности демократических институтов определялась компетентностью в проблемах малолетних рабочих, их труда, быта, образования, стремлением к поощрению педагогической инициативы, отходом от излишней идеологизации школьной жизни, умелым подбором педагогов. Первая частная фабричная школа была открыта в Москве в 1816 г. при Трехгорной мануфактуре по инициативе известного фабриканта Тимофея |