Проверяемый текст
Кирьянова, Ольга Борисовна; Развитие низшего профессионального образования в России конца ХIХ - начала ХХ века (Диссертация 1996)
[стр. 90]

различные подходы к решению проблем содержания образования.
Совершенно очевидно, что оно не могло быть единым для кустарных и сельскохозяйственных школ, для кулинарии и курсов кройки и шитья.
Соотношение общего и профессионального образования можно четко видеть при анализе учебных планов женских профессиональных школ, находившихся в ведении Министерства Народного Просвещения (см.
приложение 2-5).
Учебный план (1890 г.) школ этого типа свидетельствовал об обязательном наличии в нем Закона Божьего (2 ч.), русского языка (4 ч.), арифметики (3 ч.), географии (1 ч.), пения и гимнастики (по 1 ч.).
Общее количество учебных часов по общеобразовательным предметам составляло 19, что было на 8 часов меньше аналогичного учебного плана начальной народной школы (1897
г.).
Вопрос о содержании общего образования официальная педагогика
решила по сословному признаку, согласно которому детям народа было вполне достаточно элементарной грамотности и профессиональной подготовки.
Отношение официальных кругов к содержанию женского образования в силу следования принципам сословности, утилитарности было узкопрагматическим, а обучению придавался узкоспециальный, преимущественно практический характер.

Вместе с тем, передовая общественность выступила с требованием привести содержание образования в соответствие с социальноэкономическими потребностями производства, общепедагогическим и принципами, отметила зависимость его от сроков обучения и подготовленности учащихся, соотношения общеобразовательных и профессиональных знаний.
В резолюции
I съезда русских деятелей было определено, что «в профессиональных школах с 4-летним курсом, при требовании от поступающих знания курса начального училища, необходимо преподавание, попутно с обучением ремеслам, следующих предметов: Закона Божьего, русского языка, арифметики, истории, географии, естествознания, пения и гимнастике в объеме и форме соответствующих 90
[стр. 108]

108 развитие учащихся".
(59, с.40).
И.Н.
Михайлов, выступивший во время работы секции женского профессионального образования, утверждал: "Девочки, поступившие в профессиональные школы, так мало развиты, что невольно удивляешься их малой подготовке, потому то продолжительность курса профессиональных школ и удлиняется до 3 —4 лет.
Ученицам нередко приходится разъяснять всякую мелочь в работе..."(45,с.32).
Резолюцией I съезда деятелей но техническому и проф ессиональному образованию в Росси было принято, что в женские профессиональные школы с четырехлетним курсом, при требовании от поступающих знания курса начального училища, необ — ходимо преподавание, попутно с обучением ремеслам, следующих предметов: Закона Божьего, русского языка, арифметики, истории, географии, естествознания, пения и гимнастики " в объеме и форме, соответствующих главным целям школы".(45, с.34).
Но, анализируя состояние предварительного общего образования женщин, педагогическая общественность констатировала отсутствие своевременного и достаточного общего образования.
Было признано, что крайне низкий уровень подготовленности в начальной народной школе препятствует преемственности о б щеобразовательных и профессиональных знаний и осложняет поступление женщин в те учебные заведения, которые предъявляют к окончившим народную школу определенные требования.
В результате профессиональная школа становится малодоступной для большинства желающих.
К 1890 году ситуация с преподаванием общеобразовательных и специальных дисциплин сложилась следующим образом: I.
В группе женских профессиональных школ д у я 12 —летних учениц, имеющих начальное образование, обучение общеобра —

[стр.,123]

123 ведении Министерства народного просвещения.
Учебный план (1890) школ этого тина свидетельствовал об обязательном наличии в нем Закона Божьего (2ч), русского языка (4ч), арифметики (Зч), географии (1ч), пения и гимнастики (по 1ч).
Общее количество учебных часов по общеобразовательным предметам составляло 19, что было на 8 часов меньше аналогичного учебного плана н ачальной народной школы (1897).

Вопрос о содержании общего образования официальная педагогика
решала по сословному признаку, согласно которому детям народа было вполне достаточно элементарной грамотности и профессиональной подготовки.
О тношение официальных кругов к содержанию женского образования в силу следования принципам сословности, утилитарности было узкопрагматическим, а обучению придавался узкоспециальный, преимущес твенно практический характер.

Педагогический общественность выступила с требованием привести содержание образования в соответствие с социальноэкономическими потребностями производства, общепедагогиче — скими принципами, отметила зависимость его от сроков обучения и подготовленности учащихся, соотношения общеобразовательных и профессиональных знаний.
В резолюции
1 съезда русских деятелей было определено, что "в профессиональных школах с 4 — летним курсом, при требовании от поступающих знания курса начального училища, необходимо преподавание, попутно с обучением ремеслам, следующих предметов: Закона Божьего, русского языка, арифметики, истории, географии, естествознания, пения и гимнастике в объеме и форме соответствующих главным целям школы" (56,с.120).
В 1898 году, в Проекте положения о женских профессиональных училищах и курсах, к этому перечню общ еобразовательных предметов добавилось "знакомство с торгово —

[стр.,161]

161 ми), целенаправленную (поведение которой подчинено достижению определенных целей) и саморегулирующуюся (способную изменить свою структуру в процессе функционирования).
Обзор теоретических проблем, связанных с женским профессиональным образованием, позволил выявить разные подходы к определению целей и задач профессионального образования женщин.
Представители социоцентрического подхода акиенти — ровали свое внимание на необходимости экономической независимости женщины, возможности занятия ею рабочего места, получения специальности.
Сторонники Феминоцентрического подхода видели целью женского профессионального образования не только ремесленную выучку с целью заработка, но и выявление и раскрепощение творческого потенциала личности.
В зависимости от подхода к постановке целей женского профессионального образования решались и его задачи.
На съездах русских деятелей по техническому и профессиональному обра — зованию вызывал острую дискуссию вопрос о преимущественном типе профессиональной школы; нерешенной была проблема п едагогических кадров для женских профессиональных школ; сложнейшим был вопрос о содержании женского профессионального образования.
Отношение официальных кругов к содержанию женского образования в силу следования принципам сословности, утилитарности было узкопрагматическим, а обучению придавался у з коспециальный, преимущественно практический характер.

Педагогическая общественность выступила с требованием привести содержание образования в соответствие с социальноэкономическими потребностями производства, общепедагогиче— скими принципами, отметила его зависимость от сроков обучения и подготовленности учащихся, соотношения общеобразовательных

[Back]