Проверяемый текст
Тиводар, Сергей Иванович. Демографическая безопасность России : институционально-правовое обеспечение национальных интересов : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 23.00.02 / Тиводар Сергей Иванович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ]. - Ростов-на-Дону, 2008.
[стр. 108]

го поведения.
В применении к проблеме регулирования эвтаназии, абортов, некоторых других медицинских технологий это означает соответствующие моральные оценки данных явлений, которые могут принимать правовую форму.
Тем контекстом, который формирует подобную доктринальную биоэтическую сферу в России, очевидно, является демографический кризис, глубина и масштабы которого не имеют аналога в нашей истории.
При этом юридические механизмы защиты демографической безопасности нашей страны должны формироваться на основе устойчивых нравственных оценок явлений, которые усугубляют демографическую проблему.
Говоря о юридических механизмах защиты демографической безопасности в контексте биоэтики, следует отметить социальное содержание демографической проблемы, определяющее сущность всех трансформаций наро-» донаселения.
Это означает, что демографическая динамика общества имеет как социальные причины,
так и социальные следствия, а сама проблема не может быть сведена к биологической репродуктивности и определяется системой складывающихся социальных факторов, в числе которых и экономика, и политика, и культура, и множество других сопряженных с ними факторов общественной жизни.
В деятельностном контексте демографической политики просматривается ее общая универсальная структура, включающая два уровня ее формирования и реализации —идеологический и институциональный.
Понимаемый в широком смысле идеологический уровень
включает аксиологический, доктринальный, социально-психологический и другие аспекты, которые имплицированы концептуализацией национальных интересов в данной сфере.
Институциональный же уровень
включает политическое и правовое нормативное поле, систему учреждений и организаций в качестве субъектов демографической политики, функционально определяемых задачами по реализации концептуализированных на первом уровне национальных интересов.
108 X
[стр. 80]

институциональную роль для реализации иных национальных интересов страны.
Как выяснилось в процессе анализа в предшествующих параграфах, демографическую ситуацию в стране принято оценивать по показателям рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни и миграционной составляющей.
В соответствии с оценкой демографической ситуации строится демографическая политика государства, которая может быть направлена либо на стабилизацию численности населения, либо на ее увеличение, либо на сокращение.
Поскольку демографическая ситуация является аспектом общего состояния социальной, экономической, культурной, политической и других сторон жизни, то она непосредственно связана с национальными интересами страны и, следовательно, эффективное регулирование демографических процессов как содержание демографической политики является необходимым условием обеспечения национальной безопасности.
Социальное содержание демографической проблемы
определяет сущность всех трансформаций народонаселения.
Это означает, что демографическая динамика общества имеет как социальные причины,
гак и социальные следствия, а сама проблема не может быть сведена к биологической репродуктивности и определяется системой складывающихся социальных факторов, в числе которых и экономика, и политика, и культура, и множество других, сопряженных с ними факторов общественной жизни.
В деятельностном контексте демографической политики просматривается ее общая универсальная структура, включающая два уровня ее формирования и реализации идеологический и институциональный.
Понимаемый в широком смысле, идеологический уровень,
который интерпретирует содержание национального интереса, включает аксиологический, доктринальный, социально-психологический и другие аспекты, которые имплицированы концептуализацией национальных интересов в данной сфере.
Институциональный же уровень,
являясь нормативно-правовым, организационным условием реализации на80

[стр.,81]

ционального интереса, включает политическое и правовое нормативное поле, систему учреждений и организаций в качестве субъектов демографической политики, функционально определяемых задачами по реализации концептуализированных на первом уровне национальных интересов.
Полагаем, что институциональная роль национального интереса делает очевидным проблематичность положения об универсальности политических и правовых технологий регулирования демографических процессов, поскольку в рамках такого подхода трудно выделить систему единых объективно-материальных факторов, его обусловливающих.
По данным ООН, в настоящее время наибольшие темпы демографического прироста наблюдаются в Саудовской Аравии и Афганистане, существенно различающихся уровнем жизни.
На постсоветском пространстве в числе лидеров сегодня Киргизия и Армения, которые существенно уступают другим постсоветским государствам темпами экономического развития и, соответственно, уровнем жизни.
Само народонаселение, безусловно, является объективным материальным фактором экономического роста, представляя собой производительную силу общества.
Поэтому установлено, что рост народонаселения положительно влияет на прирост ВВП на душу населения57.
Однако эта закономерность не имеет обратного значения, то есть темпы экономического роста не обязательно обусловливают сокращение смертности, увеличение рождаемости и средней продолжительности жизни.
Отмечаемый в последние годы экономический рост в России сопровождается прогрессирующим сокращением населения, что, как неоднократно отмечалось в разных источниках, при сохранении данных демографических тенденций к концу столетия может привести к сокращению населения страны вдвое.
5' См.: Макарян А.С.
Современные демографические тенденции как фактор глобализации экономической жизни // Социально-гуманитарное знание.
2004.
№ 5.
81

[Back]