статируется и современными исследователями . Так, В. Багдасарян выделяет материальный фактор, фактор социальной трансформации, духовный фактор, фактор национальной ориентированности государства . С. Сулакшин обосновывает необходимость четырехфакторного анализа демографической проблемы, выделяя идейно-духовный фактор, фактор национальной идентичности, фактор качества государственной политики и социальноматериальный фактор . Представляется, что, несмотря на некоторые расхождения подходов, обусловленных как особенностями авторской методологии, так и концептуальной позицией, в целом обоснованной выглядит констатация необходимости исследования демографической проблемы посредством анализа многих факторов как результата их действия в конкретных исторических условиях. При этом безусловное значение для репродукции населения приобретает анализ духовного фактора, эвристичность которого подтверждена многими исследованиями. Давно известно, что снижение рождаемости, как правило, 1 П О См.: Венедиктов Д.Д., Гребнев Л.С., Даниленко И.С. Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения. М., 2005.; Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., 2001; Багдасарян В.Э. «Русский демографический крест» через призму факторного анализа // Власть. 2006. № 9; Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. 2006. №11; Федотова В.Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль XXI. 2004. № 2; Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Российский демографический крест в сравнительном аспекте // Общественные науки и современность. 2006. № 3; и др. См.: Багдасарян В.Э. Указ. соч. // Власть. 2006. № 9. 1 См.: Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. 2006. №11. 111 |
полагает ответственность государства за течение демографических процессов, поскольку именно оно рассматривается в качестве основного субъекта такого управления. Общепринятым является мнение, согласно которому Россия сегодня находится в условиях демографической катастрофы, состоящей в возрастании смертности и резком падении рождаемости. Так, с 1986 по 1994 гг. смертность в стране возросла с 10,4 % до 15,7 %. В 2005 году она составила 16,8 %. Аналогичные тенденции связаны и с рождаемостью: с 1987 по 1993 гг. она сократилась с 17,2 % до 9,4 %22. Следует сказать, что подобная ситуация с рождаемостью в России аналогична ситуации во многих других странах, в том числе и в странах Европейского Союза. Однако катастрофические показатели имеет соотношение рождаемости и смертности. По данным Госкомстата, в 2004 г. убыль населения составила 790 тыс. человек23. Это составляет разницу между смертностью и рождаемостью в 70 %24. Россия стремительно теряет свое место в мировой демографической иерархии. Если в 1950 г. она находилась на 4-м месте, то, по данным ООН, в 2050 она будет находиться на 17-м месте с населением в 104,3 млн человек25. По данным того же источника, если в 1950 г. доля России в мировом населении составляла 4,1 %, в 2000 г. 2,4 %, то в 2025 г. она будет составлять 1,6 %, а в 2050 1,1 %. Наша страна занимает 136-е место в мире по уровню продолжительности жизни мужчин. По данным Всемирного банка, 22 Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Российский демографический крест в сравнительном аспекте // Общественные науки и современность. 2006. № 3. 23 Госкомстат РФ. Информация о социально-экономическом положении России. М., 2005. 24 Федотова В.Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль -2 1 . 2004. № 2. 25 Вишневский А.Г. Перспективы демографического развития России и роль миграции // Аналитический вестник. 2003. № 9 (202). 49 На это обстоятельство в последнее время обращают внимание многие исследователи, констатируя необходимость междисциплинарных разработок в данной сфере, обусловливаемой социальной многоаспектностью проблемы. Впрочем, первые попытки введения иных, помимо материального, факторов анализа демографической ситуации предпринимались еще в 80-х годах прошлого века59. Необходимость рассмотрения нематериальных факторов констатируется и современными исследователями60. Так, В. Багдасарян выделяет материальный фактор, фактор социальной трансформации, духовный фактор, фактор национальной ориентированности государства61. С. Сулакшин обосновывает необходимость четырехфакторного анализа демографической проблемы, выделяя идейно-духовный фактор, фактор национальной идентичности, фактор качества государственной политики и социально-материальный фактор62. 59 См.: Бойко В.В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты. М., 1985. 60 См.: Венедиктов Д.Д., Гребнсв Л.С., Даниленко И.С. Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения. М., 2005.; Гундаров И.А. Пробуждение: пути преодоления демофафической катастрофы в России. М., 2001; Багдасарян В.Э. «Русский демографический крест» через призму факторного анализа // Власть. 2006. № 9; Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. 2006. № 11; Федотова В.Г. Политический класс, население и территория // Свободная мысль XXI. 2004. № 2; Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Российский демофафический крест в сравнительном аспекте // Общественные науки и современность. 2006. № 3; и др. 61 Багдасарян В.Э. «Русский демографический крест» через призму факторного анализа // Власть. 2006. № 9. 62 Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть. 2006. №11. 83 Представляется, что, несмотря на некоторые расхождения подходов, обусловленных как особенностями авторской методологии, так и концептуальной позицией, в целом обоснованной выглядит констатация необходимости исследования демографической проблемы посредством анализа многих факторов как результата их действия в конкретных исторических условиях. При этом безусловное значение для репродукции населения приобретает анализ духовного фактора, эвристичность которого подтверждена многими исследованиями. Давно известно, что снижение рождаемости, как правило, наблюдается в период серьезных социальных преобразований, сопряженных с трансформацией ценностного ряда, отражающего сакрализацию деторождения и брака63. И наоборот, культивирование традиционного образа жизни и культурных ценностей, содержащее значительный потенциал социального консерватизма, часто является объяснением высокого уровня рождаемости. В этом смысле порой указывается на этноконфессиональные границы демографического кризиса в России64. Традиционно обращают внимание на мусульманский мир как на содержащий высокий потенциал рождаемости. Однако полагаем, что заслуживает внимания и исследование высокого потенциала деторождения представителей некоторых сект (старообрядцы, молокане, баптисты и др.), в семьях которых, как правило, более трех детей. Духовность играет значительную роль во многих социальных сферах. Безусловно, она имеет огромное значение и в демографических процессах. Причем следует отметить, что имеет значение не сама по себе духовность в качестве фактора социальной жизни, а определенное содержание духовности, предполагающее приоритет семьи и брака в системе ценностей. Очевидно, 63 В данном случае термин «сакрализация» используется в широком смысле, как совокупность устойчивых стереотипов и ценностей, в системе которых браку и деторождению придается существенный социальный и мировоззренческий смысл. 64Багдасарян В.Э. «Русский крест» // Паш современник. 2006. № 11. 84 |