Проверяемый текст
Тиводар, Сергей Иванович. Демографическая безопасность России : институционально-правовое обеспечение национальных интересов : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 23.00.02 / Тиводар Сергей Иванович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ]. - Ростов-на-Дону, 2008.
[стр. 114]

да, его высокий потенциал в процессе объяснения многих демографических явлений.
Так, например, переоценка исторических событий, распад единого политического и культурного пространства СССР, выхолащивание традиций, формирование иной ментальности, равно как и поведенческих и ценностных стереотипов, сопровождают процессы постсоветской модернизации, что дает им право, при учете слабой объяснительной функции иных подходов, на роль факторов, объясняющих демографический коллапс современной России.
Таким образом, политика, направленная на реконструкцию указанных элементов,
может быть оценена в качестве угрозы национальной безопасности.
Однако вряд ли можно российскую государственную политику оценить таким образом.
Тем более, что в
лице высшего должностного лица, его заместителей разного уровня неоднократно подчеркивалась опасность складывающейся в России демографической ситуации.
Тем не менее, многие процессы, связанные с модернизацией, так или иначе, могут оказывать деструктивное влияние на цивилизационный потенциал Российского государства.
/ Полагаем, что в условиях экономического подъема и прогрессирующей депопуляции такую роль может сыграть иммиграция.
Рост экономики требует все большего количества трудовых ресурсов.
Так, по некоторым оценкам, в ближайшие десятилетия, даже при условии, что в среднем по стране семья будет состоять из пяти человек, для сохранения существующих ныне в России темпов экономического развития, вскоре
будет требоваться количество иммигрантов в пять раз превышающее нынешнее их количество.
Учитывая, что, по мнению экспертов, перспективы динамики демографического сальдо в стране совсем иные и обусловлены сокращением (по данным Госкомстата, в 2050 г.
население России составит 101,9 млн человек по
134сравнению со 143,6 млн человек в 2002 г.) , легко подсчитать, что к 2050 г.
иммигранты будут составлять около трети населения России.
Если для
эко134 См.: Федотова В.Г.
Политический класс, население и территория // Свободная мысль —XXI.
2004.
№ 2.

114
[стр. 86]

лом государства, играющего существенную роль в демографическом процессе.
В применении к России в качестве его элементов выделяются общая история и пространство, русский язык, традиционные для России религии, культура, традиции, ментальность, уклады и устои, поведенческие и ценностные стереотипы6^.
Необходимо отметить продуктивность данного подхода, его высокий потенциал в процессе объяснения многих демографических явлений.
Так, например, переоценка исторических событий, распад единого политического и культурного пространства СССР, выхолащивание традиций, формирование иной ментальности, равно как и поведенческих и ценностных стереотипов, сопровождают процессы постсоветской модернизации, что дает им право, при учете слабой объяснительной функции иных подходов, на роль факторов, объясняющих демографический коллапс современной России.
Таким образом, политика, направленная на реконструкцию указанных элементов,
не соответствует демографическому интересу страны и может быть оценена в качестве угрозы национальной безопасности.
Однако вряд ли можно российскую государственную политику оценить таким образом, тем более, что высшим
должностным лицом, его заместителями разного уровня неоднократно подчеркивалась опасность складывающейся в России демографической ситуации.
Тем не менее многие процессы, связанные с модернизацией, так или иначе могут оказывать деструктивное влияние на цивилизационный потенциал Российского государс тва.
Полагаем, что в условиях экономического подъема и прогрессирующей депопуляции такую роль может сыграть иммиграция.
Рост экономики требует все большего количества трудовых ресурсов.
Так, по некоторым оценкам, в ближайшие десятилетия, даже при условии, что в среднем по стране семья будет состоять из пяти человек, для сохранения существующих ныне в России темпов экономического развития вскоре
63 Сулакшин С.С.
Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть.
2006.
№ 11.
86

[стр.,87]

будет требоваться количество иммигрантов, в пять раз превышающее нынешнее их количество.
Учитывая, что, по мнению экспертов, перспективы динамики демографического сальдо в стране совсем иные и обусловлены сокращением (по данным Госкомстата, в 2050 году население России составит 101,9 млн человек по
сравнению со 143,6 млн человек в 2002 г.66), легко подсчитать, что к 2050 году иммигранты будут составлять около трети населения России.
Если для
экономики это вполне благоприятные обстоятельства, то для культурно-цивилизационного пространства России это катастрофа, поскольку предполагает разрушение указанных выше элементов как фундамента государственности.
На пути к этой катастрофе страну ждут огромные социальные и политические потрясения на этнической почве, в ходе которых существенно изменятся государственная идентичность, культура и ментальность населения.
Очевидно, что такая тенденция будет развиваться при сохранении существующей демографической политики, которая явно не учитывает подобного сценария.
Национальная идентичность, таким образом, играет важную институциональную роль и является в складывающихся обстоятельствах фактором обеспечения демографической безопасности России как части (вида) национальной безопасности.
В данном контексте вызывают опасения ценности либеральной демографической политики, существующей в отечественном политико-правовом дискурсе, которые не соответствуют демографическим интересам страны67: невозможность остановки популяционного кризиса, его фатальность; миграция единственный способ решения демографической проблемы России; 66 Федотова В.Г.
Политический класс, население и территория // Свободная мысль-XXI.
2004.
№ 2.

67 Лаврентьева И.В.
Стратегия управления человеческой репродукцией ответ на демографический коллапс // Власть.
2006.
№ 9.
87

[Back]