Проверяемый текст
Тиводар, Сергей Иванович. Демографическая безопасность России : институционально-правовое обеспечение национальных интересов : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 23.00.02 / Тиводар Сергей Иванович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ]. - Ростов-на-Дону, 2008.
[стр. 125]

как социальные причины, так и социальные следствия, а сама проблема не может быть сведена к биологической репродуктивности и определяется системой складывающихся социальных факторов, в числе которых и экономика, и политика, и культура, и множество других сопряженных с ними факторов общественной жизни.
Так, универсальные правовые технологии в сфере демографии невозможны в силу того, что нельзя объективировать данный процесс посредством сведения к материальным (экономическим или биологическим) условиям.
Анализ научных источников показывает, что многие исследователи констатируют необходимость междисциплинарных разработок в данной сфере, обусловливаемой социальной многоаспектностью проблемы.
Первые попытки введения иных, помимо материального, факторов анализа демографической ситуации предпринимались еще в 80-х годах прошлого века.
Необходимость рассмотрения нематериальных факторов констатируется и современными исследователями.
Так, В.
Багдасарян выделяет материальный фактор, фактор социальной трансформации, духовный фактор, фактор национальной ориентированности государства.
С.
Сулакшин обосновывает необходимость четырехфакторного анализа демографической проблемы, выделяя идейно-духовный фактор, фактор национальной идентичности, фактор качества государственной политики и социально-материальный фактор.

Необходимо подчеркнуть, что духовность играет значительную роль во многих социальных процессах.
Она имеет огромное значение и в сфере демографии.
Тем не менее, имеет значение не сама по себе духовность в качестве фактора социальной жизни, а определенное содержание духовности, предполагающее приоритет семьи и брака в системе ценностей.
Очевидно, что тенденции депопуляции на Западе объясняются, в частности, теми модернизационными процессами, которые вывели брак и семью из системы аксиологических приоритетов, заместив их иными доминантами, которые, вероятно, могут быть обозначены контекстом явления феминизма.
125
[стр. 80]

институциональную роль для реализации иных национальных интересов страны.
Как выяснилось в процессе анализа в предшествующих параграфах, демографическую ситуацию в стране принято оценивать по показателям рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни и миграционной составляющей.
В соответствии с оценкой демографической ситуации строится демографическая политика государства, которая может быть направлена либо на стабилизацию численности населения, либо на ее увеличение, либо на сокращение.
Поскольку демографическая ситуация является аспектом общего состояния социальной, экономической, культурной, политической и других сторон жизни, то она непосредственно связана с национальными интересами страны и, следовательно, эффективное регулирование демографических процессов как содержание демографической политики является необходимым условием обеспечения национальной безопасности.
Социальное содержание демографической проблемы определяет сущность всех трансформаций народонаселения.
Это означает, что демографическая динамика общества имеет как социальные причины, гак и социальные следствия, а сама проблема не может быть сведена к биологической репродуктивности и определяется системой складывающихся социальных факторов, в числе которых и экономика, и политика, и культура, и множество других, сопряженных с ними факторов общественной жизни.
В деятельностном контексте демографической политики просматривается ее общая универсальная структура, включающая два уровня ее формирования и реализации идеологический и институциональный.
Понимаемый в широком смысле, идеологический уровень, который интерпретирует содержание национального интереса, включает аксиологический, доктринальный, социально-психологический и другие аспекты, которые имплицированы концептуализацией национальных интересов в данной сфере.
Институциональный же уровень, являясь нормативно-правовым, организационным условием реализации на80

[стр.,83]

На это обстоятельство в последнее время обращают внимание многие исследователи, констатируя необходимость междисциплинарных разработок в данной сфере, обусловливаемой социальной многоаспектностью проблемы.
Впрочем, первые попытки введения иных, помимо материального, факторов анализа демографической ситуации предпринимались еще в 80-х годах прошлого века59.
Необходимость рассмотрения нематериальных факторов констатируется и современными исследователями60.
Так, В.
Багдасарян выделяет материальный фактор, фактор социальной трансформации, духовный фактор, фактор национальной ориентированности государства61.
С.
Сулакшин обосновывает необходимость четырехфакторного анализа демографической проблемы, выделяя идейно-духовный фактор, фактор национальной идентичности, фактор качества государственной политики и социально-материальный фактор62.

59 См.: Бойко В.В.
Рождаемость.
Социально-психологические аспекты.
М., 1985.
60 См.: Венедиктов Д.Д., Гребнсв Л.С., Даниленко И.С.
Демографическая доктрина России.
Проект для обсуждения.
М., 2005.; Гундаров И.А.
Пробуждение: пути преодоления демофафической катастрофы в России.
М., 2001; Багдасарян В.Э.
«Русский демографический крест» через призму факторного анализа // Власть.
2006.
№ 9; Сулакшин С.С.
Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть.
2006.
№ 11; Федотова В.Г.
Политический класс, население и территория // Свободная мысль XXI.
2004.
№ 2; Коротаев А.В., Халтурина Д.А.
Российский демофафический крест в сравнительном аспекте // Общественные науки и современность.
2006.
№ 3; и др.
61 Багдасарян В.Э.
«Русский демографический крест» через призму факторного анализа // Власть.
2006.
№ 9.
62 Сулакшин С.С.
Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению // Власть.
2006.
№11.
83

[стр.,85]

что тенденции депопуляции на Западе объясняются, в частности, теми модернизационными процессами, которые вывели брак и семыо из системы аксиологических приоритетов, заместив их иными доминантами, которые, вероятно, могут быть обозначены контекстом явления феминизма.
Сказанное не означает принижения роли материального фактора демографических процессов.
Точнее, по нашему мнению, следует указать на систему материальных факторов, к которым относятся уровень жизни населения, уровень здравоохранения, экологическая обстановка и некоторые др.
Эти факторы играют большую роль, в целом создавая необходимые биологические кондиции населения к его воспроизводству.
Речь идет о том, что всю совокупность демографических явлений нельзя объяснить лишь этими факторами.
Большое значение имеют и вышеперечисленные факторы: духовность, идентичность и государственная политика.
Как было отмечено, правовая концептуализация демографического интереса имеет прямое отношение к обеспечению национальной безопасности, поскольку демографический интерес входит в систему национальных интересов страны.
Однако в данном случае соотношение демофафических интересов и национальной безопасности понимается широко, означая то, что неуправляемые деструктивные процессы в данной сфсре негативно влияют на общий контекст национальных интересов, их реализацию.
Между тем один из аспектов демографической проблемы, выраженной в депопуляции коренного населения страны, связан с интересами национальной безопасности непосредственным образом.
Его прояснению способствует анализ фактора идентичности.
Часто этот фактор именуется как национальная идентичность, играющая существенную роль в формировании государственности, а также в качестве того социокультурного контекста, который воспроизводит необходимое для репродукции населения аксиологическое пространство.
Используя терминологию С.С.
Сулакшина, это можно назвать цивилизационным потенциа85

[Back]