Однако эффективность принципов регулирования биомедицинской сферы объясняется не теми, оскорбляющими человеческое достоинство мерами по борьбе за расовою гигиену, а в другом. Основным, по нашему мнению, принципом, обусловившим успех этой политики, было возвращение женщины в семью —возрождение семьи. Так, рейхсканцлер постулировал, что существуют два противоположных по своей природе мира: «большой и жестокий» мир мужчин, ориентированный на борьбу «за государство и общество» и «маленький мир» женщины, ограничиваемый «семьей, мужем, 44 детьми и домом» . Так или иначе, мы видим корреляцию соответствующей концепции биомедицинской этики и принципов медицинского права, которая стала эффективным способом формирования институциональных регулятивных механизмов решения социальной проблемы. Очевидно, что данная этическая доктрина явилась источником соответствующим образом интерпретированного биомедицинского права. В данном контексте следует подробнее остановиться на понятии источников права и на месте этических концепций в них. Мы исходим из того, что под источником права следует понимать «выражение государственной воли в определенной форме, обусловленной существом регулируемых правоотношений, предпочтительной для правовой системы конкретного государства» . Соответственно, вопрос об отнесении к источникам российского миграционного права той или иной совокупности нормативных установлений определяется тенденциями правовой системы в данной сфере. Теоретически к источникам права следует отнести нормативноправовой акт, судебный прецедент, санкционируемый государством обычай, нормативный договор, а также доктрину. Очевидно, что нормативно44Патрушев А.И. Германия в XX веке. М., 2004. С. 208. Садохина Н.Е. Развитие источников российского права в советский и постсоветский период: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2005. 42 |
того или иного пациента, рассматривало свою роль в осуществлении указанной программы именно в данном контексте»1'9. Однако эффективность этой политики объясняется не теми оскорбляющими человеческое достоинство мерами по борьбе за расовую гигиену, а другим. Основным, по нашему мнению, принципом, обусловившим успех этой политики, было возвращение женщины в семью возрождение семьи. Так, рейхсканцлер постулировал, что существуют два противоположных по своей природе мира: «большой и жестокий» мир мужчин, ориентированный на борьбу «за государство и общество» и «маленький мир» женщины, огра1ОА ничиваемый «семьей, мужем, детьми и домом» . В совокупности с преимуществами государственного регулирования демофафических процессов, направленного па создание максимально благоприятных условий для улучшения здоровья населения и повышения уровня благосостояния, это и дало столь положительный результат. Международный опыт проведения демографической политики свидетельствует о том, что государство всегда играло решающую институциональную роль в решении демофафических проблем. Учитывая социокультурную обусловленность демографических отношений, которая наибольшее проявление имеет в традиционных обществах, следует указать и на важность реанимации традиционных ценностей и укладов, институционализируемых контекстом демофафической политики. Однако решающую роль ифают государственное регулирование демографической сферой, институциональноправовое обеспечение интересов демофафической безопасности. Мы считаем, что 1960-е гг. прошлого века с их либеральными тенденциями политики в различных сферах общественной жизни, состоящих, прежде всего, в ослаб179 Паламарчук Е.А. Расовое законодательство в Третьем рейхе: теоретические основы и практическая реализация (1933-1939 гг.) ИСеверо-Кавказский юридический вестник. 2001. № 1. 180Патрушев А.И. Германия в XX веке. М., 2004. С. 208. 248 |