Усложнение общественных отношений вывело вопросы практики прав человека за рамки отдельных государств, придав им поистине глобальный характер. По мере эволюции теории прав человека в саму теорию привносились самые передовые, наиболее признаваемые гуманистические идеи представителей различных научных школ и направлений. Именно поэтому теория прав человека стала приобретать все более универсальный характер. Оценивая исторический путь формирования представления о правах и свободах человека, следует заметить, что их идея зародилась тогда, когда социум в целях своего выживания и воспроизводства стал заинтересованным в целостности человека как производителя общественно необходимых благ. То есть, первоначальная свобода была достигнута в сфере этики, где приобрела форму свободы личности как субъекта общественных отношений . Сразу следует оговориться, что в дальнейшем сочетание «права человека» понималось по-разному, в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, поэтому значение этого термина не всегда совпадало с со■ временным. Многие атрибуты прав человека, такие как неотчуждаемость, всеобщность и др., которые теперь представляются неотъемлемыми, на ранних этапах социально-политического развития человечества еще не были сформированы. Однако уже тогда появились первые права отдельных индивидов, принадлежащих к средней или высшей социальной прослойке, что, безусловно, следует рассматривать как первые шаги на пути к формированию прав человека в современном их понимании. Первое известное науке упоминание о свободе некоторых категорий 4 индивидов относится к XXIV в. до н.э., «когда монарх Шумера “установил свободу” для своих подданных путем проведения чистки среди бессовестных сборщиков налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и прекращения практики закабаления храмовых А/Г См.: Анисимов П.В. Права человека и правозащитное регулирование: проблемы теории и практики. Волгоград, 2004.«1 50 |
Наиболее важным, первостепенным вопросом как для теории, так и для практики прав человека является вопрос о том, что собой представляет явление «права и свободы человека». Многовековые поиски ответа на этот вопрос привели человечество к пониманию того, что права человека это продолжение социально-природных и интеллектуально-духовных свойств самого человека. И именно исходя из такого понимания прав человека следует, по нашему мнению, искать наиболее емкие и содержательные социальнофилософские и правовые подходы к дальнейшему развитию теории прав человека и формированию основ теории правозащитного регулирования. История эволюции учения о государстве и обществе самым тесным образом связана с эволюцией знаний об истории, теории и практике прав человека. Усложнение общественных отношений вывело вопросы практики прав человека за рамки отдельных государств, придав им поистине глобальный характер. По мере эволюции теории прав человека в саму теорию привносились самые передовые, наиболее признаваемые гуманистические идеи представителей различных научных школ и направлений. Именно поэтому теория прав человека стала приобретать все более универсальный характер. Оценивая исторический путь формирования представления о правах иЧ свободах человека, следует заметить, что идея самоценности человека зародилась тогда, когда социум в целях своего выживания и воспроизводства стал заинтересованным в целостности человека как производителя общественно необходимых благ. То есть первоначальная свобода была достигнута в сфере экономики, где приобрела форму свободы производить прибавочный продукт. Сразу следует оговориться, что в дальнейшем сочетание «права человека» понималось по-разному, в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, поэтому значение этого термина не всегда совпадало с современным. Многие атрибуты прав человека, такие как неотчуждаемость, всеобщность и др., которые теперь представляются неотъемлемыми, на ранних этапах социально-политического развития человечества еще не были сформированы. Однако уже тогда появились первые права отдельных индивидов, принадлежащих к средней или высшей социальной прослойке, что, безусловно, следует рассматривать как первые шаги на пути к формированию прав человека в современном их понимании. Первое известное историко-правовой науке упоминание о свободе некоторых категорий индивидов относится к XXIV в. до н. э., «когда монарх Шумера “установил свободу” для своих подданных путем проведения чистки среди бессовестных сборщиков налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и прекращения практики закабаления храмовых слуг первосвященниками» . Упоминание о правах человека можно также встретить в Ветхом завете: десять заповедей, призывающих человека, в частности, соблюдать права окружающих людей и тем самым способствующих реализации его собственных прав4. Исторически идею о правах человека предвосхитили теоретические представления о человеке как о существе, обладающем свободной (самостоятельной) волей, о равенстве людей (эгалитаризм) и единстве человечества (универсализм). Так, первые понятия о равенстве в истории древнего мира нашли отражение в распространенном в то время принципе талиона . Идеи же универсализма, что характерно, впервые возникают с зарождением первых полиэтнических империй (Иудея, Персия, Греция, Китай и др.), где развивается интернациональная торговля. Непосредственно же идея прав индивида (изначально только свободных граждан) появилась в древних полисах, в которых также впервые возникли Л _____ ______ Дорсен Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог / Под. ред. Б. Гросса, П. Джуливер, Е. Лукашевой, В. Карташкина. М., 1994. С. 271. См.: Трошкин Ю.В., Демидов М.А. Из истории борьбы за права человека // Права человека. 2001. № 3 (5). С. 59. См.: Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до 1789 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989. С. 23. |