Проверяемый текст
Анисимов, Павел Викторович. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01. - Нижний Новгород, 2005.
[стр. 51]

слуг первосвященниками» .
Упоминание о правах человека можно также встретить в Ветхом завете: десять заповедей, призывающих человека, в частности, соблюдать права окружающих людей и тем самым способствующих реализации его собственных прав48.
Исторически идею о правах человека предвосхитили теоретические представления о человеке как о существе, обладающем свободной (самостоятельной) волей, о равенстве людей (эгалитаризм) и единстве человечества (универсализм).
Так, первые понятия о равенстве в истории древнего мира нашли отражение в распространенном в то время принципе талиона49.
Идеи же универсализма, что характерно, впервые возникают с зарождением первых полиэтнических империй (Иудея, Персия, Греция, Китай и др.), где развивается интернациональная торговля.

N Непосредственно же идея прав индивида (изначально только свободных граждан) появилась в древних полисах, в которых также впервые возникли идеи демократии и республиканизма, появился принцип гражданства .
Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, например: право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесиях), право участвовать в отправлении правосудия,
Дорсен Н.
Природа и пределы гражданских свобод в США
//•Права человека накануне XXI века.
Российско-американский диалог / Под ред.
Б.
Гросса, П.
Джуливер, Е.
Лукашевой, В.
Карташкина.
М., 1994.
С.
271.

48 См.: Трошкин Ю.В., Демидов М.А.
Из истории борьбы за права че* ловека // Права человека.
2001.
№ 3 (5).
С.
59.
См.: Нерсесянц В.С.
Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до 1789 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире.
М., 1989.

С.
23.

См.: Карташкин В.А., Колесова Н.С., Ларин А.М.
Общая теория прав человека.
М., 1996.
С.

46^17.
51
[стр. 23]

сформированы.
Однако уже тогда появились первые права отдельных индивидов, принадлежащих к средней или высшей социальной прослойке, что, безусловно, следует рассматривать как первые шаги на пути к формированию прав человека в современном их понимании.
Первое известное историко-правовой науке упоминание о свободе некоторых категорий индивидов относится к XXIV в.
до н.
э., «когда монарх Шумера “установил свободу” для своих подданных путем проведения чистки среди бессовестных сборщиков налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и прекращения практики закабаления храмовых слуг первосвященниками» .
Упоминание о правах человека можно также встретить в Ветхом завете: десять заповедей, призывающих человека, в частности, соблюдать права окружающих людей и тем самым способствующих реализации его собственных прав4.
Исторически идею о правах человека предвосхитили теоретические представления о человеке как о существе, обладающем свободной (самостоятельной) волей, о равенстве людей (эгалитаризм) и единстве человечества (универсализм).
Так, первые понятия о равенстве в истории древнего мира нашли отражение в распространенном в то время принципе талиона .
Идеи же универсализма, что характерно, впервые возникают с зарождением первых полиэтнических империй (Иудея, Персия, Греция, Китай и др.), где развивается интернациональная торговля.

Непосредственно же идея прав индивида (изначально только свободных граждан) появилась в древних полисах, в которых также впервые возникли
Л _____ ______ Дорсен Н.
Природа и пределы гражданских свобод в США //
Права человека накануне XXI века.
Российско-американский диалог / Под.
ред.
Б.
Гросса, П.
Джуливер, Е.
Лукашевой, В.
Карташкина.
М., 1994.
С.
271.

См.: Трошкин Ю.В., Демидов М.А.
Из истории борьбы за права человека // Права человека.
2001.
№ 3 (5).
С.
59.
См.: Нерсесянц В.С.
Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до 1789 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире.
М., 1989.
С.
23.


[стр.,24]

идеи демократии и республиканизма, появился принцип гражданства .
Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, например: право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесиях), право участвовать в отправлении правосудия,
право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др.
Представление о гражданстве и связанном с ним наделении индивида определенным комплексом прав и свобод возникло в У1-У вв.
до н.
э.
в регионах мира, где сформировалась наиболее высокая культурная традиция (Афины и Рим).
Таким образом, не случайно, что впервые на осознанном уровне к идее о правах человека стали подходить именно древнегреческие мыслители.
В то же время есть основания полагать, что нечто подобное античному гражданству существовало уже и в некоторых районах Древнего Египта (третья династия, XXVIII в.
до н.
э.), Китая, Финикии там, где достаточно хорошо были развиты частное хозяйство и коммерция, а также имелось сильное купечество.
Представители ранней греческой философии досократовского периода, особенно последнего поколения (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит), подготовили идейную почву для софистов и сократовской философии, начавших рассматривать человека уже в качестве самостоятельного объекта изучения.
Именно у Анаксагора и Демокрита «конечной целью жизни человека становится уже не государство как общее благо, а добродетель и счастье отдельного субъекта» .
Также в конце досократовского периода встает и вопрос о сущности закона и права в целом, который решается учеником Анаксагора Архелаем следующим образом: справедливость и закон коренятся не в вечной природе вещей, а суть создания человеческой воли, ввиду чего объективных оснований под собой не имеют.
См.: Карташкин В.А., Колесова Н.С., Ларин А.М.
Общая теория прав человека.
М., 1996.
С.

46-47.
7См.: Абдулаев М.И.
Права человека и государство.
СПб., 1999.
С.
23-41.
8Трубецкой Е.Н.
Труды по философии права.
СПб., 2001.
С.
48.
24

[стр.,362]

197.
Мордовец А.С.
Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореферат дис...докт.
юрид.
наук.
Саратов, 1996.
198.
Мюллерсон Р.А.
Права человека: идеи, нормы, реальность.
М., 1991.
199.
Неволин К.А.
История Российских гражданских законов.
СПб., 1851.
200.
Неволин К.А.
Энциклопедия законоведения.
СПб., 1853.
201.
Недбайло П.Е.
Введение в общую теорию государства и права.
К.: Наукова думка, 1971.
202.
Нерсесянц В.С.
Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до 1789 г.) // Права человека в истории человечества и современном мире.
М., 1989.

203.
Нерсесянц В.С.
Философия права.
М.: Норма, 1997.
204.
Николаева Л.А.
Рассмотрение трудовых споров как форма защиты трудовых прав граждан // Сов.
гос-во и право.
1973.
№ 8.
205.
Новгородцев П.И.
История философии права.
М., 1897.
206.
Новгородцев П.И.
Право на достойное человеческое существование // Полярная звезда, 1905.
№ 3.
30 дек.
207.
Новгородцев П.И.
Кризис современного правосознания.
М., 1909.
208.
Новгородцев П.И.
Психологическая теория права и философия естественного права.
М., 1913.
209.
Новгородцев П.И.
Об общественном идеале.
М., 1991.
210.
Обзор роли и деятельности неправительственных правозащитных организаций / Пер.
с англ.
М., 1995.
211.
Общая теория государства и права.
Теория государства: Академический курс в 2-х тт.
Том 1.
М.: Зерцало, 1998.
212.
Общая теория государства и права.
Академический курс в 3-х тт.
Том 3.
М.: Зерцало, 2001.
213.
Общая теория прав человека / Под ред.
Е.А.
Лукашевой.
М., 1996.
214.
Общая теория права: Курс лекций / Под ред.
В.К.
Бабаева.
Н.
Новгород, 1993.
215.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
В.В.
Лазарева.
М.: Юристъ, 1996.
216.
Общая теория советского права.
М., 1966.
217.
Ольков С.Г.
Уголовно-процессуальные правонарушения в российском судопроизводстве и общая теория социального поведения.
Тюмень, 1993.
218.
Омаров А.М.
Социальное управление: Некоторые вопросы теории и практики.
М., 1980.
219.
Оскамытный В.В.
Правомерное поведение личности.
Киев.
1985 220.
Основин В.С.
Советские государственно-правовые отношения.
М., 1965.
221.
Основные концепции права и государства в современной России.
(По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право.
2003.
№ 5.

[Back]