право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Представление о гражданстве и связанном с ним наделении индивида определенным комплексом прав и свобод возникло в VI—V вв. до н. э. в регионах мира, где сформировалась наиболее высокая культурная традиция (Афины и Рим). Таким образом, не случайно, что впервые на осознанном уровне к идее о правах человека стали подходить именно древнегреческие мыслители. В то же время, есть основания полагать, что нечто подобное античному граждан-\ ству существовало уже и в некоторых районах Древнего Египта (третья династия, XXVIII в. до н. э.), Китая, Финикии там, где достаточно хорошо были развиты частное хозяйство и коммерция, а также имелось сильное купечество. Представители ранней греческой философии досократовского периода, особенно последнего поколения (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит), подготовили идейную почву для софистов и сократовской философии, начавших рассматривать человека уже в качестве самостоятельного объекта изучения. Именно у Анаксагора и Демокрита «конечной целью жизни человека становится уже не государство как общее благо, а добродетель и счастье отдельного субъекта» . Также в конце досократовского периода встает и вопрос о сущности закона и права в целом, который решается учеником Анаксагора Архелаем следующим образом: справедливость и закон коренятся не в вечной природе вещей, а суть создания человеческой воли, ввиду чего объективных оснований под собой не имеют. ( Древнегреческие философы-софисты (Горгий, Фрасимах, Протагор и др.; V—IV вв. до н.э.) впервые обращают внимание на человека и его мироСм.: Абдулаев М.И. Права человека и государство. СПб., 1999. С. 23-41. * г л Трубецкой Е. Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 48. 52 |
идеи демократии и республиканизма, появился принцип гражданства . Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, например: право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесиях), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Представление о гражданстве и связанном с ним наделении индивида определенным комплексом прав и свобод возникло в У1-У вв. до н. э. в регионах мира, где сформировалась наиболее высокая культурная традиция (Афины и Рим). Таким образом, не случайно, что впервые на осознанном уровне к идее о правах человека стали подходить именно древнегреческие мыслители. В то же время есть основания полагать, что нечто подобное античному гражданству существовало уже и в некоторых районах Древнего Египта (третья династия, XXVIII в. до н. э.), Китая, Финикии там, где достаточно хорошо были развиты частное хозяйство и коммерция, а также имелось сильное купечество. Представители ранней греческой философии досократовского периода, особенно последнего поколения (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит), подготовили идейную почву для софистов и сократовской философии, начавших рассматривать человека уже в качестве самостоятельного объекта изучения. Именно у Анаксагора и Демокрита «конечной целью жизни человека становится уже не государство как общее благо, а добродетель и счастье отдельного субъекта» . Также в конце досократовского периода встает и вопрос о сущности закона и права в целом, который решается учеником Анаксагора Архелаем следующим образом: справедливость и закон коренятся не в вечной природе вещей, а суть создания человеческой воли, ввиду чего объективных оснований под собой не имеют. См.: Карташкин В.А., Колесова Н.С., Ларин А.М. Общая теория прав человека. М., 1996. С. 46-47. 7См.: Абдулаев М.И. Права человека и государство. СПб., 1999. С. 23-41. 8Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 48. 24 |