Проверяемый текст
Анисимов, Павел Викторович. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01. - Нижний Новгород, 2005.
[стр. 58]

появляются и другие акты, где идея о должной свободе человека рассматривается как совершенно естественная.
В 1289 г.
«в акте об освобождении крестьян округи Флорентийская коммуна мотивирует отмену феодальной зависимости тем, что
она противоречит свободе личности» .
В документе об освобождении сервов, изданном в 1318 г.
королем Франции Филиппом Длинным, утверждалось даже,
что «по закону природы» человек должен рождаться свободным .
Таким образом, следует заключить, что именно средневековые кодексы прав, отразившие процесс медленного разложения феодального строя и модификации внутрихристианского учения, заложили основы обязательств го* сударственной власти по отношению к личности, закрепив, в частности, принципы процессуальных гарантий прав человека.
В эпоху Ренессанса, религиозной Реформации и европейского Просвещения восприятие человеческой свободы как некой исходной аксиомы и развитие на базе этого подхода концепций о правах человека явились заслугой таких мыслителей, как Н.
Макиавелли (1469—1527), Этьен де ла Боэси (1530— 1563), Г.
Гроций (1583-1645), Б.
Спиноза (1632-1677), Дж.
Лильберн (1618— 1657), Дж.
Уайз (1652—1725) и др.
В конце XVII в.
особый вклад в развитие концепции основных прав и свобод человека и гражданина внес английский мыслитель Джон Локк (1632—1704).
В своих работах «О гражданском прави* тельстве» и «Два трактата о правлении» он отстаивал мысль о том, что всем от рождения принадлежит право на жизнь, на собственность и свободу.
Гарантами же этих прав должны являться твердые законы и разделение властей.
Вообще следует отметить, что начиная с XVII в., естественно-правовая доктрина переживает свое второе рождение, причем неотъемлемые права
Стам С.М.
Диалектика общности и личности в Средние века // Вопросы истории.
1993.
№ 3.
С.
47.
См.: Берман Г.Дж.
Западная традиция права: Эпоха формирования.
М., 1994.
С.
313, 314.

58
[стр. 29]

уже в ХШ-ХУ вв.
стали создаваться политические теории ограничения монархической власти законом .
Таким образом, в рамках христианства процесс становления идеи прав человека приобрел следующую характерную особенность: права, обеспеченные законодательно, выводились из обязанности перед Богом.
В то же время, характеризуя атмосферу средних веков, необходимо отметить, что в бытовом понимании права человека воспринимались как привилегии, дарованные сеньорами своим вассалам.
О реальных правах широких слоев общества еще не могло быть и речи.
Идейная борьба за свободу совести в Западной Европе началась с учения П.
Абеляра (1079-1142), который в своем «Диалоге между философом, иудеем и христианином» впервые выдвинул идею веротерпимости.
Плюрализм вероисповеданий проложил дорогу надконфессиональной идее прав человека .
Необходимо отметить, что упрочение идеи о веротерпимости и свободе вероисповедания обусловило появление других прав личности.
Так, уже в позднереформационный период было выведено право на жизнь, которая дается человеку, чтобы решить духовные вопросы и выстрадать веру.
А из права на жизнь теоретически были выведены и остальные основные права и свободы человека.
Однако кодексы прав, которые начали появляться в этот период в первую очередь под воздействием христианской идеологии, не были универсальными и касались лишь определенных социальных групп.
И все же нельзя не отметить, что они ознаменовали значительный прорыв в развитии и нормативном закреплении идеи о правах человека (в средневековом понимании этого выражения).
Помимо Великой Хартии вольностей 1215 г.
появляются и другие акты, где идея о должной свободе человека рассматривается как совершенно естественная.
В 1289 г.
«в акте об освобождении крестьян округи Флорентийская коммуна мотивирует отмену феодальной зависимости тем, что
См.: Пугачев В.В.
От прав гражданина к правам человека // Российский бюллетень по правам человека.
М., 1991.
С.
76.
См.: Соловьев Э.Ю.
Феномен Локка // Прошлое толкует нас.
М., 1991.
С.
147.


[стр.,30]

она противоречит свободе личности» .
В документе об освобождении сервов, изданном в 1318 г.
королем Франции Филиппом Длинным, утверждалось даже,
17 что «по закону природы» человек должен рождаться свободным .
Таким образом, следует заключить, что именно средневековые кодексы прав, отразившие процесс медленного разложения феодального строя и модификации внутри христианского учения, заложили основы обязательств государственной власти по отношению к личности, закрепив, в частности, принципы процессуальных гарантий прав человека.
В эпоху Ренессанса, религиозной Реформации и европейского Просвещения восприятие человеческой свободы как некой исходной аксиомы и развитие на базе этого подхода концепций о правах человека явились заслугой таких мыслителей, как Н.
Макиавелли (1469-1527), Этьен де ла Боэси (15301563), Г.
Гроций (1583-1645), Б.
Спиноза (1632-1677), Дж.
Лильберн (1618— 1657), Дж.
Уайз (1652-1725) и др.
В конце XVII в.
особый вклад в развитие концепции основных прав и свобод человека и гражданина внес английский мыслитель Джон Локк (1632-1704).
В своих работах «О гражданском правительстве» и «Два трактата о правлении» он отстаивал мысль о том, что всем от рождения принадлежит право на жизнь, на собственность и свободу.
Гарантами же этих прав должны являться твердые законы и разделение властей.
Вообще следует отметить, что начиная с XVII в.
естественно-правовая доктрина переживает свое второе рождение, причем неотъемлемые права
личности, такие как право на жизнь и собственность, рассматривались как исходная, отправная точка этой концепции.
В целом основным направлением правовой мысли этого периода были теории естественного права, согласно которым, как уже говорилось, права и свободы принадлежат человеку с момента его рождения, а становясь членами общества, люди обретают гражданские права.
Таким образом, сторонники Стам С.М.
Диалектика общности и личности в средние века // Вопросы истории.
1993.
№ 3.
С.
47.
См.: Берман Г.Дж.
Западная традиция права: Эпоха формирования.
М., 1994.
С.
313, 314.

[Back]