Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 100]

ный труд лишь со стороны времени и расхода энергии, тратя на воспитание своих детей больше времени и сил, чем сколько приходилось бы на ее долю при участии отца в воспитании.
Конечно, такой большой труд мат ери значительно сближает ее с детьми, но он же утомляет мать, лишает ее свободы и времени для своих личных занятий, для личного самоусове ршенствования, для полного и спокойного продумывания тех же педагогических задач» (37, 58).
Таким образом, взаимодополнение ролевых фун кций мужчины и женщины в семье Каптерев выдвигает, наряду с психологическими
и нравственно-этическими факторами, необходимым услов ием воспитания ребенка.
В неблагоприятных условиях «социализации семьи» содержание, методы и средства семейного воспитания закономерно обусловлены п оставленными целями и задачами.

Антрополого-гуманистическую концепцию семейного воспитания Каптерев разрабатывал, выдвигая систему идей и выводов о закономерн остях и сущности педагогического процесса.
Так, цели и задачи семейного воспитания зависят от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
«Цели и задачи семейного воспитания должны
подчерпаться не из чего-либо стороннего детям, имеющего значение в жизни взрослых, а из самих детей, из их развивающегося организма.
Семейное воспитание должно помогать правильному и всестороннему развитию детей, затрагивать все, а не некоторые лишь свойства, и тем более не преследовать какие-либо узкие и внешние цели» (90, 23).
Природа ребенка объективное условие реализации воспитательного идеала, который является важнейшим ориентиром для практики семейного воспитания, определяя его цели, задачи, принципы и содержание.
Воспитательный идеал можно рассматривать как наиболее общую и перспективную цель воспитания в семье.
Она состоит в общем развитии ребенка, включающем развитие его как физических, так и духовных сил и
100
[стр. 98]

-98"Естественное чувство любви,пишет в этой связи Каптерев,туманит взор матери, лишает полной беспристрастности ее суждения, не дозволяет видеть недостатков ребенка, весьма заметных для других" (37,2).
Стихийное, основанное на интуиции и чувстве,воспитание не имеет под собой прочной * основы.
"Матери оказываются слишком субъективными при воспитании детей, часто изменчивыми и неустойчивыми в осуществлении принятых педагогических правил, другое настроение другое применение; сегодня одно, завтра другое" (37,59).
В реальной жизни неподготовленность родителей, их педагогическая невежественность или пренебрежение к своему долгу деформируют личность ребенка.
"Страстность чувства матери к дитяти толкает мать на эгоистическое воспитание, а отсутствие педагогической подготовки и влияния отца делает это воспитание очень узким и односторонним, чуждым твердой устойчивости и широты" (37, 117).
Затрагивая проблему социальной роли матери, Каптерев не мог обойти и вопрос об отцовстве, его значении в семейном воспитании.
То, что в благополучной семье осуществляется естественным образом в результате идентификации отца с образом мужчины, в неполной семье наталкивается на серьезные трудности.
Мать "не может взять на себя эту долю по содержанию, по качеству, по своеобразности действия, так как ее тип, ее природа другие; она может взять на себя отцовский воспитательный труд лишь со стороны времени и расхода энергии, тратя на воспитание своих детей больше времени и сил, чем сколько приходилось бы на ее долю при участии отца в воспитании.
Конечно, такой большой труд матери значительно сближает ее с детьми, но он же утомляет мать, лишает ее свободы и времени для своих личных занятий, для личного самоусовершенствования, для полного и спокойного продумывания тех же педагогических задач" (37,58).
Таким образом, взаимодополнение ролевых функций мужчины и женщины в семье Каптерев выдвигает, наряду с пси


[стр.,99]

-99хологическими и нравственно-этическими факторами, необходимым условием воспитания ребенка.
В неблагоприятных условиях "социализации семьи" содержание, методы и средства семейного воспитания закономерно обусловлены поставленными целями и задачами.

Культурно-антропологическую концепцию семейного воспитания Каптерев разрабатывал, выдвигая систему идей и выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса.
Так, цели и задачи семейного воспитания зависят от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
"Цели и задачи семейного воспитания должны
почерпаться не из чего-либо стороннего детям, имеющего значение в жизни взрослых, а из самих детей, из их развивающегося организма.
Семейное воспитание должно помогать правильному и всестороннему развитию детей, затрагивать все, а не некоторые лишь свойства, и тем более не преследовать какие-либо узкие и внешние цели" (90,23).
Природа ребенка объективное условие реализации воспитательного идеала, который является важнейшим ориентиром для практики семейного воспитания, определяя его цели, задачи, принципы и содержание.
Воспитательный идеал можно рассматривать как наиболее общую и перспективную цель воспитания в семье.
Она состоит в общем развитии ребенка, включающем развитие его как Физических, так и духовных сил и
способностей, однако может быть реализована только через систему более конкретных целей.
В этой системе Каптерев выделял цели отдаленные, "едва мерцающие" и ближайшие, очевидные, практически достижимые.
Осуществление ближайщей цели ступенька на пути к другой, более сложной цели, приближающей нас к воспитательному идеалу.
Отдаленные цели, хотя и не имеют стимулирующего значения, являются ориентиром для родителей в их воспитательной работе.
По мере взросления ребенка цели воспитания должны усложняться и приобретать более широкий характер.
Однако

[Back]