нии принципа уважения к личности воспитанника в педагогической практике семьи и школы. Требование уважать личность ребенка понималось Каптерсвым широко, то есть не только в смысле уважительного к нему отношения, неприкосновенности его прав, но и в смысле создания необходимых материальных условий и благоприятного психологического климата в семье, обеспечивающего ему душевное здоровье: «Если телесные органы дитяти нежны и легко доступны всякого рода порче, писал он, то повреждение и искажение душевных процессов, всякое уклонение от их правильного течения еще легче и многочисленнее» (90, 27). Хорошие взаимоотношения родителей, их уважение и любовь друг к другу, нормальный семейный уклад, демократические взгляды в широком смысле всех членов семьи основа уважения личности ребенка. Проблеме взаимоотношений родителей и детей Каптерев посвятил статью «Родители и дети» (1897). Он исследовал этот вопрос исторически. Признавая народную педагогику основой семейного воспитания. Капт ерев резко осуждал языческо-римское начало в воспитании, когда на первое место ставились исключительно благо и интересы родителей, когда отец имел безграничную власть над детьми, когда дети «... суть только придаток семье. Были бы родители, а дети будут. Детям придет свой черед сделаться родителями, и тогда они будут на первом плане в семье; теперь же, оставаясь детьми, они непременно должны быть на втором плане и подчинять свои интересы и удовольствия интересам и удовольствиям родителей» (111, 67). Недостаток христианско-гуманистического строя семьи Каптерева видел в том, что вся жизнь взрослых здесь подчинена интересам и счастью детей: «Родители стушевываются перед детьми, отдают им все самое лучшее, заботятся об их удовольствиях, пренебрегая своими. Жизнь таких родителей в значительной степени есть жертвоприношение детям; родители живут для детей, без них же они теряют всякое значение» (111,4). Называя христианское начало в строе семьи «зарей н о104 |
-102деятельности и развитии ребенка. Прогрессивную педагогику России отличало уважительное отношение к личности воспитываемого. Резко выступая против авторитарного воспитания, она отстаивала равноправие ребенка в семье. Например, А.Н.Острогорский в работе "Семейные отношения и их воспитательное значение" (1898) обстоятельно проанализировал влияние отношений между родителями, а также между родителями и детьми на воспитание последних. Он не без основания утверждал, что "...дети в семье не первый и не последний номер, что у них есть не только обязанности, но и права, которые не следует нарушать" (204, 288). Уважительное отношение к личности ребенка, признание его прав и достоинства П. Ф. ЛесгаФт также считал одним из основных принципов воспитания: "Вся тайна семейного воспитания в том и состоит,отмечал он,чтобы дать ребенку самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности"(186,315). П. Ф. Каптерев разделял точку зрения этих и других прогрессивных русских педагогов и не раз высказывался о безусловном соблюдении принципа уважения к личности воспитанника в педагогической практике семьи и школы. Требование уважать личность ребенка понималось Каптеревым широко, то есть не только в смысле уважительного к нему отношения, неприкосновенности его прав, но и в смысле создания необходимых материальных условий и благоприятного психологического климата в семье, обеспечивающего ему душевное здоровье: "Если телесные органы дитяти нежны и легкодоступны всякого рода порче,писал он,то повреждение и искажение душевных процессов, всякие уклонения от их правильного течения еще легче и многочисленнее" (90,27). Хорошие взаимоотношения ро -103дителей, их уважение и любовь друг к другу, нормальный семейный уклад, демократические взгляды в широком смысле всех членов семьиоснова уважения личности ребенка. Проблеме взаимоотношений’ родителей и детей Каптерев посвятил статью "Родители и дети" С1897). Он исследовал этот вопрос исторически. Признавая народную педагогику основой семейного воспитания, Каптерев резко осуждал языческо-римское начало в воспитании, когда на первое место ставились исключительно благо и интересы родителей, когда отец имел безграничную власть над детьми, когда дети "...суть только придаток к семье. Были бы родители, а дети будут. Детям придет свой черед сделаться родителями, и тогда они будут на первом плане в семье; теперь же, оставаясь детьми, они непременно должны быть на втором плане и подчинять свои интересы и удовольствия интересам и удовольствиям родителей" (111,67). Недостаток христианско-гуманистического строя семьи Каптерев видел в том, что вся жизнь взрослых здесь подчинена интересам и счастью детей: "Родители стушевываются перед детьми, отдают им все самое лучшее, заботятся об их удовольствиях, пренебрегая своими. Жизнь таких родителей в значительной степени есть жертвоприношение детям; родители живут для детей, без них же они теряют всякое значение" (111,4). Называя христианское начало в строе семьи "зарей новой эпохи" в семейном воспитании, Каптерев доказывал несостоятельность родительского самопожертвования, так как его последствия губительны для душевного развития ребенка, который в таких условиях непременно вырастет эгоистом. Решение проблемы Каптерев видит в твердом определении границ родительской власти и прав детей, в установлении таких отношений, которые имели бы Форму "свободного союза лиц". Это не значит, что воспитание внешний фактор Формирования личности должно отсутствовать, напротив, оно должно быть организовано' та |