Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 106]

симого характера ребенка.
При этом Каптерев не отрицал авторитета в воспитании.

Гбворя о предоставлении детям самостоятельности и активности, свободы в их развитии, он был далек от идеи «свободного воспитания», вполне определенно заявляя, что руководство детьми, влияние р одительского авторитета необходимы по причине недостаточного жизненного опыта детей, а полная бесконтрольность ведет к нарушению норм поведения в обществе.
Система запретов или подавляет личность, или вызывает обостре нное стремление вырваться из-под педагогического гнета любыми путями.
Стремясь получить хотя бы временную свободу и самостоятельность, р ебенок вынужден лгать.
Каптерев справедливо подметил, что развитие лживости в детях прямо пропорционально степени страха, количеству и суровости наказаний, что нигде дети столько не лгут, как в семьях, в которых суровая строгость служит основой воспитания.
Итак, воспитание требует авторитета, но не допускает авторитарности.
Исходя из закономерной связи между саморазвитием, самоусовершенствованием личности и развитием индивидуальности, другим важным принципом воспитания Каптерев
признавал стимулирование активной деятельности личности ребенка.
Эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.
Собственная активность личн ости определяет ее развитие в области физической, моральнопознавательной, нравственно-практической, и художественноэстетической деятельности.
Характерной чертой человека, согласно ко нцепции Каптерева, является саморазвитие.
Если ребенок сам не будет перерабатывать полученные впечатления, то он не сможет развиваться.
Во спитание только тогда будет эффективным, когда воспитатель в процессе беседы, разъяснения, убеждения способен «...
возбудить собственный с амобытный процесс в сознании воспитываемого» (124, 99).
Отсюда
выте106
[стр. 104]

-104кими методами, средствами, в таких формах, чтобы ребенок, как развивающаяся личность, чувствовал внимание и уважение к себе, чтобы учитывались возрастные и индивидуальные особенности, методы воздействия не должны быть угнетающими, насильственными, наоборот, убеждение и разумные доводы являются теми гуманными средствами, которые достигают эффективности воспитания в семье.
В статье "Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей" Каптерев говорил о сочетании уважения личности ребенка с требовательностью к нему: "К детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать права их.
Родители должны отчетливо осознавать свое отношение к детям и выполнять свои обязанности к ним без криков, без угроз, без раздражения и гнева, с каковым спокойствием должны требовать и от детей исполнения их обязанностей по отношению к себе.
Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гражданского развития дитяти" (129,238).
П.
Ф.
Каптерев выступал против авторитарности, считая подавление ребенка авторитетом, ослабление его самодеятельности, заглушение процессов "саморазвития" постоянными указаниями и мелкой опекой одним из самых больших педагогических недостатков в семье, так как подавляется так называемый "личный Фактор" Формирования сильного, независимого характера ребенка.
При этом Каптерев не отрицал авторитета в воспитании.

Говоря о предоставлении детям самостоятельности и активности, свободы в их развитии, он был далек от идеи "свободного воспитания", вполне определенно заявляя, что руководство детьми, влияние родительского авторитета необходимы по причине недостаточного жизненного опыта детей, а полная бесконтрольность ведет к нарушению норм поведения в обществе.
Система запретов или подавляет личность, или вызывает обос


[стр.,105]

-105тренное стремление вырваться из-под педагогического гнета любыми путями.
Стремясь получить хотя бы временную свободу и самостоятельность, ребенок вынужден лгать.
Каптерев справедливо подметил, что развитие лживости в детях прямо пропорционально степени страха, количеству и суровости наказаний, что нигде дети столько не лгут, как в семьях, в которых суровая строгость служит основой воспитания.
Итак, воспитание требует авторитета, но не допускает авторитарности.
Исходя из закономерной связи между саморазвитием, самоусовершенствованием личности и развитием индивидуальности, другим важным принципом воспитания Каптерев
называл стимулирование активной деятельности личности ребенка.
Эффективное развитие и Формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.
Собственная активность личности определяет ее развитие в области физической, морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической деятельности.
Характерной чертой человека, согласно концепции Каптерева, является саморазвитие.
Если ребенок сам не будет перерабатывать полученные впечатления, то он не сможет развиваться.
Воспитание только тогда будет эффективным, когда воспитатель в процессе беседы, разъяснения, убеждения способен "...
возбудить собственный самобытный процесс в сознании воспитываемого" (124,99).
Отсюда
вытекает необходимое условие сделать воспитание активной деятельностью самих детей, когда саморазвитие не подавляется, а учитывается во всех отношениях, когда самодеятельности детей предоставляется надлежащий простор.
Таким образом, антропологическая, природная сторона педагогического процесса не должна подавляться культурной, формируемой.
Идея определяющей роли активности самого ребенка в собственном развитии и необходимости стимулирования этой активности в

[Back]