репродуктивных, а творческих способностей детского мышления. Перв оначальному обучению в семье Каптерев придавал чрезвычайно большое значение. Эта проблема разрабатывалась им и нашла воплощение в создании оригинальной теории «дидактики семьи», содержанию которой п освящен заключительный параграф настоящей главы. В антрополого-гуманистической концепции семейного воспитания Каптерева большое внимание уделяется проблемам формирования нравственных качеств ребенка Многие его работы посвящены как общим, так и конкретным вопросам нравственного воспитания: «Как образовать стойкий характер» (1874), «О нравственном чувстве детей» (1878), «Из истории нравственного развития детей» (1897), «О детской лжи» (1900), «О развитии в детях правдивости» (1901), «О детском послушании» (1910) и другие. Однако наиболее существенной представляется нам статья «О нравственном закаливании» (1899), в которой приоритет отдается формированию морально-волевых качеств личности. Это связано с гем, что нравственность Каптерев понимал как характеристику поступков и поведения человека, обнаружившуюся в активной, твердой и последовательной жизненной позиции. Поэтому целенаправленное формирование у воспитанника волевых черт характера при общей позитивной моральной установке сознания он назвал нравственным закаливанием. «Воспита нным духовно человек может быть и без закаливания, но за отсутствием последнего он будет дрябл, слаб и не выдержит неблагоприятного оборота фортуны» (129, 149). Нравственное закаливание способствует формир ованию в личностной структуре ребенка таких качеств, как мужественность, целеустремленность, нравственная сила и выносливость, душевная стойкость, выдержанность, оптимизм, самообладание и других, позв оляющих человеку деятельно утверждать добро, противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам. 126 |
-124собностей детского мышления. Первоначальному обучению в семье П. Ф. Каптерев придавал чрезвычайно большое значение. Эта проблема разрабатывалась им и нашла воплощение в создании оригинальной теории ''дидактики семьи", содержанию которой посвящен заключительный параграф настоящей главы. В культурно-антропологической концепции семейного воспитания П. Ф. Каптерева большое внимание уделяется проблемам Формирования нравственных качеств ребенка. Многие его работы посвящены как общим, так и конкретным вопросам нравственного воспитания: "Как образовать стойкий характер" С1874), "О нравственном чувстве детей" С1878), "Из истории нравственного развития детей" С1897), "О детской лжи" С1900), "О развитии в детях правдивости" (1901), "О детском послушании" (1901) и другие. Однако наиболее показательной является статья "О нравственном закаливании" (1899), в которой приоритет отдается формированию морально-волевых качеств личности. Это связано с тем, что нравственность Каптерев понимал как характеристику поступков и поведения человека, обнаруживающуюся в активной, твердой и последовательной жизненной позиции. Поэтому целенаправленное формирование у воспитанника волевых черт характера при общей позитивной моральной установке сознания он назвал нравственным закаливанием. "Воспитанным духовно человек может быть и без закаливания, но за отсутствием последнего он будет дрябл, слаб и не выдержит неблагоприятного оборота Фортуны" (129,149). Нравственное закаливание способствует Формированию в личностной структуре ребенка таких качеств, как мужественность, целеустремленность, нравственная сила и выносливость, душевная стойкость, выдержанность, оптимизм, самообладание и других, позволяющих человеку деятельно утверждать добро, противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Процесс нравственного закаливания, полагал П. Ф. Каптерев, не |