бенка необходимо научить мужественно переносить неприятности, честно признавать свои провинности и нести за них наказания. Причина других «невзрачная» сторона самой жизни, которую не следует скрывать от детей. Речь идет не о преподавании «науки горя», а об ознакомлении с р е альной стороной жизни без прикрас, но и не сгущая черных красок. Когда дети нс изолированы от забот и тревог родителей, живут общими семейными огорчениями и радостями, стремятся помочь выйти из затрудн ительных положений, только тогда они учатся выдержке и самообладанию, мужеству и настойчивости. Но и здесь не должно быть крайностей. «Когда дитяти указывается темная сторона жизни взрослых, тогда не должно упускать из виду и светлой стороны. Светлое и темное в жизни перемешано, горесть и радость идут рука об руку. Как неправильно, фальшиво было бы представить дитяти жизнь взрослых в виде непрерывного праздника, так неправильно изображать ее исключительно в темных красках» (129, 156). Знакомясь с неприятностями и злом в жизни, ребенок должен расти сильным и бодрым, стойким и энергичным. В процессе нравственного закаливания необходимо формировать активные черты характера, что достигается приучением детей к умственному и нравственному труду. Труд Каптерев рассматривал в его личностно формирующем значении, как сп особ развития у ребенка настойчивости, упорства, целеустремленности, смекалки, изобретательности, понимания того, что труд источник активной и полноценной жизни. Одним из действенных мотивов продолж ительной и напряженной работы является удовольствие от ее результата. «В подобной практике и заключается тот нравственный труд, о необходимости приучения к которому детей, было упомянуто», писал Каптерев (129, 162). Обобщая сказанное, ученый отмечает, что, по существу, нравственное закаливание является педагогически продуманным введением ребенка в окружающую жизнь, морально-психологической подготовкой 12Н |
винности и нести за них наказания. Причина других “невзрачная" сторона самой жизни, которую не следует скрывать от детей. Речь идет не о преподавании “науки горя", а об ознакомлении с реальной стороной жизни без прикрас, но и не сгущая черных красок. Когда дети не изолированы от забот и тревог родителей, живут общими семейными огорчениями и радостями, стремятся помочь выйти из затруднительных положений, только тогда они учатся выдержке и самообладанию, мужеству и настойчивости. Но и здесь не должно быть крайностей. “Когда дитяти указывается темная сторона жизни взрослых, тогда не должно упускать из виду и светлой стороны. Светлое и темное в жизни перемешано, горесть и радость идут рука об руку. Как неправильно. Фальшиво было бы представить дитяти жизнь взрослых в виде непрерывного праздника, так неправильно изображать ее исключительно в темных красках" С129,156). Знакомясь с неприятностями и злом в жизни, ребенок должен расти сильным и бодрым, стойким и энергичным. В процессе нравственного закаливания необходимо Формировать активные черты характера, что достигается приучением детей к умственному и нравственному труду. Труд Каптерев рассматривал в его личностно формирующем значении, как способ развития у ребенка настойчивости, упорства, целеустремленности, смекалки, изобретательности. Мотивом продолжительной и напряженной работы является удовольствие от ее результата. “В подобной практике и заключается тот нравственный труд, о необходимости приучения к которому детей было упомянуто",писал Каптерев (129,162). Делая вывод, ученый отмечает, что, по существу, нравственное закаливание является педагогически продуманным введением ребенка в окружающую жизнь, морально-психологической подготовкой к реальным отношениям с людьми как активной нравственной личности. Другая группа нравственных качеств, которой Каптерев придает -126 |