Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 131]

телями как непослушание, хотя для ребенка это всего лишь привычный образ действий.
Наконец, грубой ошибкой родителей является отсутствие единства требований в семье.
Выполнение ребенком требований одного из взрослых, другим
может расцениваться как непослушание.
Вопрос о детском послушании не является частным педагогическим
процессом.
Ошибки родителей, подчеркивает Каптерев, отражаются на характере ребенка, нравственно деформируют его.
В результате формир уется либо запуганный, внутренне сломанный человек, либо бунтарь, не признающий никаких правил и авторитетов.

Каптерев предпринимает психологический анализ приказаний и запрещений как групп требований, отвечающих двум направлениям в развитии воли: сдерживающему и побуждающему.
Приказания и запрещения сами по себе для ребенка не имеют никакой силы и убедительности, если не основываются на его опыте.
Ребенком нужно руководить, то есть постепенно знакомит с окружающим миром, расширять его индивидуальный опыт.
Поэтому недостаточно приказаний или запрещений.
Следует развивать механизм мышления и воли, благодаря которым требования могли бы быть трансформированы в советы.
В проблеме послушания детей Каптерев выделял и национальнокультурный аспект, связывая с ним различие в стилях воспитания у европейских народов.
Однако он не считал правильной ни немецкую педаг огику, построенную на подчинении ребенка воле воспитателя, ни англи йскую систему воспитания, в которой послушание не рассматривается в числе наиболее значимых качеств.
Полагая вслед за Руссо, что «нужно, чтобы ребенок находился в зависимости, а не в повиновении», Каптерев не мог обойти молчанием проблему авторитета в воспитании.
Педагогический авторитет родителей для ребенка должен быть авторитетом разумных и любящих людей.
Его не получают по праву отца или матери, а создают умом, опытностью, знаниями, чувством любви и
131
[стр. 128]

-128щи е свойственные детскому возрасту подвижность, любознательность, общительность ("не бегай", "не вертись", "не трогай это", "не приставай с вопросами", "не мешай взрослым", "не вмешивайся в разговор" и т.
д.
).
Источник этих запретов удобство взрослых.
Давать приказания легко и просто, послушание ребенка приятно для родителей.
Однако их поведение как завоевателей вызывает возмущение, протест.
Непослушание это бунт ребенка против подавления его воли, в котором виноваты только родители.
С этой точки зрения непослушание не есть проявление детского упрямства.
Упрямством отличаются больше родители, чем дети.
Ведь "упрямство есть противление таким требованиям, которые выполнить ребенку вполне возможно, но которые он не желает выполнять по каким-либо мотивам.
Невыполнение же требований, противных природе ребенка, есть просто невозможность, а не упрямство, и настаивание на выполнении таких требований свидетельствует лишь о неразумии и упрямстве взрослых" (106,271).
Таким образом, причина непослушания детей заключается чаще всего в ошибках самих родителей, не учитывающих психо-Физиологические особенности детского возраста.
Среди других причин Каптерев называет непонимание или очень смутное понимание ребенком смысла приказания, которое поэтому не производит впечатления и легко забывается.
Дети проявляют непослушание, когда запреты направлены против какого-либо удовольствия.
Среди ошибок родителей ученый отмечает также непоследовательность, несистематичность требований, игнорирование психолого-Физиологических особенностей развития ребенка.
Нередко детям воспрещается то, что раньше разрешалось и невыполнение нового запрета расценивается родителями как непослушание, хотя для ребенка это всего лишь привычный образ действий.
Наконец, грубой ошибкой родителей является отсутствие единства требований в семье.
Выполнение ребенком требований одного из взрослых дру


[стр.,129]

-129гим может расцениваться как непослушание.
Вопрос о детском послушании не является частным педагогическим
вопросом.
Ошибки родителей, подчеркивает Каптерев, отражаются на характере ребенка, нравственно деформируют его.
В результате Формируется либо запуганный, внутренне сломанный человек, либо бунтарь, не признающий никаких правил и авторитетов.

П.
Ф.
Каптерев предпринимает психологический анализ приказаний и запрещений как групп требований, отвечающих двум направлениям в развитии воли: сдерживающему и побуждающему.
Приказания и запрещения сами по себе для ребенка не имеют никакой силы и убедительности, если не основываются на его опыте.
Ребенком нужно руководить, то есть постепенно знакомить с окружающим миром, расширять его индивидуальный опыт.
Поэтому недостаточно приказаний или запрещений.
Следует развивать механизмы мышления и воли, благодаря которым требования могли бы быть трансформированы в советы.
В проблеме послушания детей Каптерев выделял и национальнокультурный аспект, связывая с ним различие в стилях воспитания у европейских народов.
Однако он не считал правильной ни немецкую педагогику, построенную на подчинении ребенка воле воспитателя, ни английскую систему воспитания, в которой послушание не рассматривается в числе наиболее значимых качеств.
Полагая вслед за Руссо, что "нужно, чтобы ребенок находился в зависимости, а не в повиновении", Каптерев не мог обойти молчанием проблему авторитета в воспитании.
Педагогический авторитет родителей для ребенка должен быть авторитетом разумных и любящих людей.
Его не получают по праву отца или матери, а создают умом, опытностью, знаниями, чувством любви и
доброжелательности.
"Для влияния на дитя теплота душевная взрослого великое дело, так как дитя жаждет любви и может быть счастливым и правильно развиваться лишь при любви к нему

[Back]