доброжелательности. «Для влияния на дитя теплота душевная взрослого великое дело, так как дитя жаждет любви и может быть счастливым и правильно развиваться лишь при любви к нему взрослых» (106, 328). Дети ценят указания того, кого любят. Для родителей же послушание ребенка не цель, а лишь относительное условие воспитания самостоятельного, активного, нравственного человека. В работах Каптерева мы находим обстоятельный психолого педагогический анализ такой нравственной черты личности, как правд ивость, с которой связан целый «душевный мир, душевное единство, полная нравственная целостность человека» (108, 28). Ученый исследовал причины детской лжи, ее разнообразные проявления, связь с вымыслом и фантазией, предложил методы воспитания в детях правдивости и честн ости. Он учитывал проведенное И. Паульсеном различение правдивости и откровенности. Откровенен тот, кто открывает себя перед другими людьми, обнажает свои наиболее глубокие чувства и мысли. Дети откровенны от природы, но злоупотребление их откровенностью приводит к скрытности и недоверчивости. Правдивость качество, которое в ребенке воспитывается и выражает определенную степень его осознанной нравственной убежденности. «Держите знамя правды высоко, и тогда и дети ваши сделаются стойкими и мужественными борцами за правду», писал Паульсон (208, 234). Детскую ложь Каптерев противопоставлял не откровенности, а правдивости, различая ложь мнимую и настоящую. Мнимая ложь не пр отиворечит откровенности. Она является результатом излишней впечатл ительности детей, их склонности к фантазированию, неспособности разграничивать вымышленное и реальное и является, как правило, непроизвольной. Ложь настоящая это обман. Ребенок может лгать, отрицая провинность из чувства страха перед наказанием. Здесь ложь путь к «спасению», на которой ребенка толкает жестокость обращения с ним родите132 |
-129гим может расцениваться как непослушание. Вопрос о детском послушании не является частным педагогическим вопросом. Ошибки родителей, подчеркивает Каптерев, отражаются на характере ребенка, нравственно деформируют его. В результате Формируется либо запуганный, внутренне сломанный человек, либо бунтарь, не признающий никаких правил и авторитетов. П. Ф. Каптерев предпринимает психологический анализ приказаний и запрещений как групп требований, отвечающих двум направлениям в развитии воли: сдерживающему и побуждающему. Приказания и запрещения сами по себе для ребенка не имеют никакой силы и убедительности, если не основываются на его опыте. Ребенком нужно руководить, то есть постепенно знакомить с окружающим миром, расширять его индивидуальный опыт. Поэтому недостаточно приказаний или запрещений. Следует развивать механизмы мышления и воли, благодаря которым требования могли бы быть трансформированы в советы. В проблеме послушания детей Каптерев выделял и национальнокультурный аспект, связывая с ним различие в стилях воспитания у европейских народов. Однако он не считал правильной ни немецкую педагогику, построенную на подчинении ребенка воле воспитателя, ни английскую систему воспитания, в которой послушание не рассматривается в числе наиболее значимых качеств. Полагая вслед за Руссо, что "нужно, чтобы ребенок находился в зависимости, а не в повиновении", Каптерев не мог обойти молчанием проблему авторитета в воспитании. Педагогический авторитет родителей для ребенка должен быть авторитетом разумных и любящих людей. Его не получают по праву отца или матери, а создают умом, опытностью, знаниями, чувством любви и доброжелательности. "Для влияния на дитя теплота душевная взрослого великое дело, так как дитя жаждет любви и может быть счастливым и правильно развиваться лишь при любви к нему -130взрослых" С106,328). Дети ценят указания того, кого любят. Для родителей же послушание ребенка не цель, а лишь относительное условие воспитания самостоятельного, активного, нравственного человека. В работах Каптерева мы находим обстоятельный психолого-педагогический анализ такой нравственной черты личности, как правдивость, с которой связан целый "душевный мир, душевное единство, полная нравственная целостность человека" (108,28). Ученый исследовал причины детской лжи, ее разнообразные проявления, связь с вымыслом и Фантазией, предложил методы воспитания в детях правдивости и честности. Он учитывал проведенное И. Паульсоном различение правдивости и откровенности. Откровенен тот, кто открывает себя перед другими людьми, обнажает свои наиболее глубокие чувства и мысли. Дети откровенны от природы, но злоупотребление их откровенностью приводит к скрытности и недоверчивости. Правдивость качество, которое в ребенке воспитывается и выражает определенную степень его осознанной нравственной убежденности. "Держите знамя правды высоко, и тогда и дети ваши сделаются стойкими и мужественными борцами за правду",писал Паульсон (208,234). Детскую ложь П. Ф. Каптерев противопоставлял не откровенности, а правдивости, различая ложь мнимую и настоящую. Мнимая ложь не противоречит откровенности. Она является результатом излишней впечатлительности детей, их склонности к фантазированию, неспособности разграничить вымышленное и реальное и является, как правило, непроизвольной. Ложь настоящая это обман. Ребенок может лгать, отрицая провинность, из чувства страха перед наказанием. Здесь ложь путь к "спасению", на который ребенка толкает жестокость обращения с ним родителей. "Нигде дети столько не лгут, как в семьях, в которых суровая строгость служит основой воспитания. Чем жестче и обильнее наказание, тем больше со |