Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 138]

В более старшем возрасте, по мнению Каптерева, воспитание необходимо сосредоточить на формировании религиозного сознания, ибо по мере умственного развития ребенок утрачивает некритическую веру.
Но и здесь воспитание не должно навязывать личности
определенного религ иозного воззрения как единственно истинного.
Его цель Каптерев видит в том, чтобы «дать пищу пробуждающейся религиозно-философской люб ознательности» (11$,
132), которая теперь касается уже вопросов об осн овах мирового порядка и нравственных задачах человечества.
Рассматривая задачи религиозного воспитания в свете общечеловеческих ценностей, Каптерев логично возлагает их осуществление на род ителей, которые свободны от конфессиальных пристрастий служителей церкви.
В семье, а не в церкви у детей закладываются религиозное чувство и сознание, являющиеся основой познавательного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Целям, задачам и содержанию эстетического воспитания посвящена специальная работа П.
Ф.
Каптерева «Об эстетическом развитии и восп итании», опубликованная в 1895 году в журнале «Русская школа».
Объясняя эстетическое переживание с позиций научной психол огии, Каптерев связывает его с психофизиологическим чувством удовольствия.
«Человек, прилагающий старания об удовлетворении потребности эстетических впечатлений, стремится к доставлению себе удовольствий, а забота о развитии эстетического чувства будет обозначать заботу о культивировке способности наслаждаться» (129, 91).
Однако эстетические чувства имеют и ряд особенностей.
Они не связаны с самосохранением организма, который без них может жить и развиваться.
Эстетическое чувство рождается как результат восприятия сложной гармонии звуков, кр асок, движения, форм, слов, составляющих в целом художественное творение человека или природы.
Еще одной характерной чертой эстетических переживаний является то, что они объединяют людей, создавая между
138
[стр. 135]

-135учение, отмечает Каптерев, не может быть положительным, ибо оно "имеет многосторонее, крайне непедагогическое, если не прямо вредное влияние на воспитываемых" (115,133).
Крайне отрицательной чертой практики церковного воспитания Каптерев считал преобладание в нем внешней, формально-обрядовой стороны.
Принципиальные требования Каптерева к религиозному воспитанию детей вытекают из его убеждения, что "религия, как высший синтез жизненных стремлений человека, должна стать идеальным светочем, направляющим его к далекой, но желанной цели единению и счастию всех людей" (115,133).
Религиозное воспитание это очень сложная сфера Формирования личности, формирования ее мировоззрения на основе идеалов разума и истины.
"Религиозное воспитание заключает учение о Боге и о смысле и задачах жизни без вероисповедных разностей и догматики" (115,122).
Оно состоит не в приучении детей к внешним Формам благочестия, а в сознательном и глубоком усвоении смысла религиозного учения.
"...Серьезность этой стороны воспитания требует серьезных усилий и от воспитателей, иначе все религиозное воспитание будет насильственным, какой-то непонятной, навязанной обрядовой Формалистикой" (119,10).
Главной задачей религиозного воспитания в семье детей младшего возраста является развитие чувства удивления и благоговения перед тайной мироздания.
Вера в Творца и разумный смысл происходящего должна сочетаться у ребенка с уверенностью в благорасположение к нему окружающего мира.
Таким образом, религиозное воспитание должно иметь гуманистический характер, при котором обрядовая сторона не может быть самоцелью.
В более старшем возрасте, по мнению Каптерева, воспитание необходимо сосредоточить на формировании религиозного сознания, ибо по мере умственного развития ребенок утрачивает некритическую веру.
Но и здесь воспитание не должно навязывать личности


[стр.,136]

-136определенного религиозного воззрения как единственно истинного.
Его цель Каптерев видит в том, чтобы "дать пищу пробуждающейся религиозно-ФилосоФской любознательности" (115,132),
которая теперь касается уже вопросов об основах мирового порядка и нравственных задачах человечества.
Рассматривая задачи религиозного воспитания в свете общечеловеческих ценностей, Каптерев логично возлагает их осуществление на родителей, которые свободны от конфессиальных пристрастий служителей церкви.
В семье, а не в церкви у детей закладываются религиозное чувство и сознание, являющиеся основой познавательного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Целям, задачам и содержанию эстетического воспитания посвящена специальная работа П.
Ф.
Каптерева "Об эстетическом развитии и воспитании", опубликованная в 1895 году в журнале "Русская школа".
Объясняя эстетическое переживание с позиций научной психологии, Каптерев связывает его с психофизиологическим чувством удовольствия.
"Человек, прилагающий старания об удовлетворении потребности эстетических впечатлений, стремится к доставлению себе удовольствий, а забота о развитии эстетического чувства будет обозначать заботу о культивировке способности наслаждаться" (129,91).
Однако эстетические чувства имеют и ряд особенностей.
Они не связаны с самосохранением организма, который без них может жить и развиваться.
Эстетическое чувство рождается как результат восприятия сложной гармонии звуков, красок, движения, Форм, слов, составляющих в целом художественное творение человека или природы.
Еще одной характерной чертой эстетических переживаний является то, что они объединяют людей, создавая между
ними атмосферу взаимопонимания и общности.
Наконец, эстетическое чувство внутренне освещено светом человеческой души и является показателем духовного развития человека.
Поэтому "эсте

[Back]