Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 141]

сформироваться в раннем возрасте, его развитие предполагает постепенное и целостное становление личности воспитанника, его сенсорных, у мственных, нравственных способностей.
Главное, подчеркивает Каптерев, «не ставить эстетическое образование обособленно от других сторон развития человека, но вести дело совместно, постоянно опирая эстетическое развитие на развитие органов внешних чувств, умственное и нравстве нное, а с другой стороны, в эстетическом образовании находя помощь для развития других сторон человеческого духа» (129, 10$).
Само эстетическое чувство не остается неизменным, а усложняется, проходя целый ряд ступеней, в которых отражается динамика духовного становления личн ости.
Развитие индивидуально-личностных качеств ребенка в концепции семейного воспитания П.
Ф.
Каптерева не является самоцелью, оно подчинено формированию человека как общественного, социального существа.
Провозглашая воспитание «доброго общественника» высшей целью педагогического процесса в целом,
Каигерев полагал, что социальные качества личность вырабатывает, только являясь активным членом человеческого сообщества.
Для ребенка таким сообществом является семья и коллектив сверстников.
В связи с этим первостепенное значен ие в семейном воспитании Каптерев придавал формированию таких качеств, кот орые позволяют ребенку преодолеть индивидуализм и эгоизм, подготавливают его к жизни в коллективе и обществе.
Идея воспитания личности в обществе и для общества одна из замечательных идей в русской педагогике, получившая широкое признание во второй половине XIX века.
В аспекте воспитательной роли семьи и детского коллектива одним из первых ее конкретизировал Н.
В.
Шел Гунов.
Свое дальнейшее развитие она получила, в частности, в творчестве М.
К.
Цебриковой, которая подчеркивала, что умение сочетать личные и общие интересы, способность к совместной деятельности, чувство вза и141
[стр. 139]

-139черкивает Каптерев, "не ставить эстетическое образование обособленно от других сторон развития человека, но вести дело совместно, постоянно опирая эстетическое развитие на развитие органов внешних чувств, умственное и нравственное, а с другой стороны, в эстетическом образовании находя помощь для развития других сторон человеческого духа" (129,105).
Само эстетическое чувство не остается неизменным, а усложняется, проходя целый ряд ступеней, в которых отражается динамика духовного становления личности.
Развитие индивидуально-личностных качеств ребенка в концепции семейного воспитания П.
Ф.
Каптерева не является самоцелью, оно подчинено формированию человека как общественного, социального существа.
Провозглашая воспитание "доброго общественника" высшей целью педагогического процесса в целом,
Каптерев полагал, что социальные качества личность вырабатывает, только являясь активным членом человеческого сообщества.
Для ребенка таким сообществом является семья и коллектив сверстников.
В связи с этим первостепенное значение в семейном воспитании Каптерев придавал формированию таких качеств, которые позволяют ребенку преодолеть индивидуализм и эгоизм, подготавливают его к жизни в коллективе и обществе.
Идея воспитания личности в обществе и для общества одна из замечательных идей в русской педагогике, получившая широкое признание во второй половине XIX века.
В аспекте воспитательной роли семьи и детского коллектива одним из первых ее конкретизировал Н.
В.
Шелгунов.
Свое дальнейшее развитие она получила, в частности, в творчестве М.
К.
Цебриковой, которая подчеркивала, что умение сочетать личные и общие интересы, способность к совместной деятельности, чувство взаимопомощи и
солидарности ребенок вырабатывает только в коллективе сверстников.
Вместе с тем она обращала внимание на то, что не всякая группа является условием развития социально-нравственных качеств.
Коллектив может

[Back]