нина. Но общественная жизнь человека нс ограничивается только сферой политики. Политические качества личности — лишь часть ее 1ражданских качеств. Поэтому Каптерев резко отзывается о позиции «государственников» в педагогике, которые «постоянно твердят о дисциплине, о необходимости повиновения, о взысканиях, о единообразии порядка во всем и всюду, о приверженности существующему устройству, почитая все эго высшими добродетелями гражданина» (129, 233). Но столь же узким и ошибочным является отождествление гражданских качеств личности с качествами политического борца, революционера. Отношения в гражданском обществе многообразны; они могут быть имущественными, нравственными, религиозными, научными, семейнобрачными и т.д. Здесь люди свободно объединяются в союзы, общества, корпорации, именно в них личность чувствует себя свободным и равноправным существом, пользующиеся предоставленными ему правами и уважающим права других. Именно в этом смысле «единственной задачей общественного воспитания может быть только подготовка энергичного борца за основные свойства человечности и главнейшие блага культуры» (129, 235). Если под этим углом зрения рассматривать мысли Каптерева о воспитании чсловека-гражданина в семье, то мы придем к выводу, что педагог, не отрицая необходимости активной социальной позиции, главным все же признавал формирование у детей общечеловеческих, общественнонравственных качеств, которые дают возможность удовлетворения индивидуальных вкусов, желаний т потребностей в связи с интересами других членов общества. Совместная деятельность содействует как развитию личной инициативы ребенка, так и навыков коллективного поведения. Исходя из этих посылок, Каптерев указывал на необходимость создания детских и подростковых объединений для занятий трудом и спо ртом, художественным творчеством и учебными предметами. «Дитя должно развиваться среди сверстников. Одиночкой растущей ребенок, т.е. р е143 |
-140"забить личность, развить стадность, приучить поступать так или иначе не на основании соображения добра и пользы, а потону, что так принято в товариществе1' С258,157). Сенья также автоматически не обеспечивает качеств человека-гражданина. Если родители равнодушны к общественным делам и интересам, то такими же равнодушными могут вырасти и дети. Поэтому Цебрикова, вдохновлявшаяся радикально-демократическими идеями, воспитание социально активной личности ставила в прямую зависимость от общественно-политической позиции взрослых членов семьи С См.257). Каптерев также являлся сторонником целенаправленного формирования у ребенка гражданских убеждений и качеств. Он писал: "Источник воспитательных идеалов есть общественная жизнь людей и ее требования, все воспитательные идеалы, по своей сущности, суть различные выражения той простой и единственной мысли, что человек есть общественное животное и должен быть подготовлен для общественной жизни" (98,49). Однако даже в период первойрусской революции, поддавшись всеобщему воодушевлению, Каптерев не был столь радикальным, чтобы подчинять гражданское воспитание политическим целям и задачам. В брошюре "Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей" (1908), подготовленной по материалам доклада, прочитанного в 1906 г. на заседании Родительского кружка и получившей строгую оценку цензурного комитета, что и вынудило П. Ф. Каптерева отказаться от редактирования и участия в "Энциклопедии семейного воспитания и обучения", он развивал мысли о разделении государства и общества. Личность может и должна находиться в оппозиции государству, если оно не отвечает интересам общества. В этом находит выражение ее политическая позиция как гражданина. Но общественная жизнь человека не ограничивается только сферой политики. Политические качества личности лишь часть ее гражданских качеств. Поэтому Каптерев резко отзывается о позиции "государственников" в педагогике, ко -141торые "постоянно твердят о дисциплине, о необходимости повиновения, о взысканиях, о единообразии порядка во всем и всюду, о приверженности существующему устройству, почитая все это высшими добродетелями гражданина" (129,233). Но столь же узким и ошибочным является отождествление гражданских качеств личности с качествами политического борца, революционера. Отношения в гражданском обществе многообразны; они могут быть имущественными, нравственными, религиозными, научными, семейно-брачными и т.д. Здесь люди свободно объединяются в союзы, общества, корпорации, именно в них личность чувствует себя свободным и равноправным существом, пользующимся предоставленными ему правами и уважающим права других. Именно в этом смысле "единственной задачей общественного воспитания может быть только подготовка энергичного борца за основные свойства человечности и главнейшие блага культуры" (129,235). Если под этим углом зрения рассматривать мысли П. Ф. Каптерева о воспитании человека-гражданина в семье, то мы придем к выводу, что педагог, не отрицая необходимости активной социальной позиции, главным все же признавал Формирование у детей общечеловеческих, общественно-нравственных качеств, которые дают возможность удовлетворения индивидуальных вкусов, желаний и потребностей в связи с интересами других членов общества. Совместная деятельность содействует как развитию личной инициативы ребенка, так и навыков коллективного поведения. Исходя из этих посылок, Каптерев указывал на необходимость создания детских и подростковых объединений для занятий трудом и спортом, художественным творчеством и учебными предметами. "Дитя должно развиваться среди сверстников. Одиночкой растущий ребенок, т.е. ребенок, вырастающий среди взрослых без товарищей, несчастный ребенок" (90,29). Важным условием развития способности к общению Каптерев считал включение ребенка в детский коллек |