рам поведения для детей дошкольного возраста, считая их могуществе нным двигателем развития нравственных чувств. Исследование Каптеревым психологической природы подражательности привели его к выводу о том, что детская подражательность проходит в своем развитии несколько ступеней; ступень «реальной подражательн ости» тому, что непосредственно наблюдается ребенком в данный момент и ступень «идейной подражательности» тому, что он вспоминает, о чем слышал или прочел. Существует и смешанный вид подражательности, который был назван Каптеревым «реально-идеальным». «Реальная подражательность» по существу своему есть подражательность рефлекторная, моментальная по времени, например, плач ребенка вызывает плач остальных, находящихся в одном помещении. Рефлекторная подражательность возникает помимо воли: ребенок улыбается при виде улыбающейся матери. Каптерев подметил, что рефлекторная подражательность характерна для детей до двух лет «Реальная подражательность» постепенно, с возрастом ребенка, п ерерастает из рефлекторной в сознательно-намеренную. Подражательные действия не лишены психического содержания. На основе исследований П. К. Покровского и П. А. Литвинского Каптерев сделал вывод о том, что, подражая тем или другим движениям, ребенок невольно возбуждает в себе соответствующее душевное состояние. Подражательность является действенной формирующей и направляющей силой как в физическом, так и в духовном отношении. Если психологическая природа и педагогическая функция «реальной подражательности» очевидны, то этого нельзя сказать об «идейной подражательности». В это понятие Каптерев вкладывал не тот смысл, какой вкладывается в современный психологической науке. Под «идейной подражательностью» он понимал подражательность лицам, фактам, явлениям идеального мира, т.е. мира науки, искусства, литературы, религии. В этом смысле подражатель151 |
-149тельности привели его к выводу о том, что детская подражательность проходит в своем развитии несколько ступеней: ступень "реальной подражательности" тому, что непосредственно наблюдается ребенком в данный момент и ступень "идейной подражательности" тому, что он впоминает, о чем слышал или прочел. Существует и смешанный вид подражательности, который был назван Каптеревым "реально-идеальным". "Реальная подражательность" по существу своему есть подражательность рефлекторная, моментальная по времени, например, плач одного ребенка вызывает плач остальных, находящихся в одном помещении. Рефлекторная подражательность возникает помимо воли: ребенок улыбается при виде улыбающейся матери. П. Ф. Каптерев подметил, что рефлекторная подражательность характерна для детей до двух лет. "Реальная подражательность" постепенно, с возрастом ребенка, перерастает из рефлекторной в сознательно-намеренную. Подражательные действия не лишены психического содержания. На основе исследований П.К. Покровского и П. А. Литвинского Каптерев сделал вывод о том, что, подражая тем или другим движениям, ребенок невольно возбуждает в себе соответствующее душевное состояние. Подражательность является громадной Формирующей и направляющей силой как в Физическом, так и в духовном отношении. Если психологическая природа и педагогическая функция "реальной подражательности" очевидны, то этого нельзя сказать об "идейной подражательности". В это понятие П. Ф. Каптерев вкладывал не тот смысл, какой вкладывается в современной психологической науке. Под "идейной подражательностью" он понимал подражательность лицам, Фактам, явлениям идеального мира, т. е. мира науки, искусства, литературы, религии. В этом смысле подражательность органически связана с памятью, мышлением, сознанием, ценностными ориентациями личности, с ее волей и потребностями. Однако было |