Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 153]

обилие положительных образцов для подражания.
Это, прежде всего род ител и и старшие члены семьи, своим поведением и нравственными качествами заслуживающие авторитет у ребенка.

В структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности.
Их формированию способствует метод упражнений, или приучений, который не получил всеобщего признания в конце XIX века, когда некоторой частью педагогов идеализировались приемы «свободного воспитания» и понятие «упражнение» ассоциировалось с механической тренировкой, а главными методами воспитания считались разъяснение и воздействие на сознание личности.
Педагогические основы организации упражнений (приучений) с целью формирования у детей практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведе ния обстоятельно раскрыл Ушинский.
Он не раз высказывался о том, что «...
не только
с воспитании характера, но также и в образовании ума и в обогащении его необходимыми знаниями сила привычки ...
имеет первостепенное значение» (251,385).
Значение привычки бесспорно в формировании личности: «Воспитатель, укореняя в воспитаннике привычки, дает направление его характеру, даже иногда помимо воли и сознания воспитанника» (251, 395).
Ушинский
рассмагривал привычки как действия, вначале выполняемые сознательно и произвольно, а затем, благодаря частому однообразному повторению, совершаемые уже помимо сознания и воли.
Он не против опоставлял сознательность и автоматизм как взаимоисключающие явления, а рассматривал их как характерные черты различных стадий формирования привычек.

Он понимания ребенком, как что-нибудь необходимо сделать (произнести, написать) до легкого выполнения этого действия проходит значительный период времени, и от беспрестанных упражнений в одном и том же действии оно мало-помалу теряет характер сознательности и приобретает характер полубессознательного навыка.
153
[стр. 150]

-1 бОбы ошибочным отождествлять все высшие психические функции с "идейной подражательностью".
Поэтому неслучайно это понятие Каптерева не вошло в научный оборот.
Проблему подражательности Каптерев рассматривал также в плане социальной психологии и педагогики.
По его убеждению, массовая подражательность это смешанный вид "реально-идейных подражаний".
В ней четко выступает подражание отдельного индивида массе и наоборот.
Обычно такая подражательность характерна для подросткового возраста, имеет сложное психологическое содержание, включает в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.
Подражание подростков известным им людям, литературным героям, персонажам кинофильмов может оказать серьезное как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.
Итак, анализ работ П.
Ф.
Каптерева по проблеме детской подражательности позволяет сделать вывод о том, что он рассматривал ее как имманентное свойство детской природы.
Если в первые годы жизни ребенка "реальная подражательность" является положительным Фактором развития и становления личности при определенных условиях, то в юношеском возрасте даже "идейная подражательность" оказывает не всегда положительное влияние.
Ограничивая творческую активность и самостоятельность личности, она тормозит процесс развития индивидуальных качеств.
Только при том условии, когда подражательность будет перерастать в творческую инициативу и самостоятельность, как выражение духовной зрелости личности, тогда можно говорить о подражательности как о целесообразном методе воспитания.
П.
Ф.
Каптерев отмечал, что самое действенное воспитание всегда было и есть воспитание действием, примером, поэтому ребенка должно окружать обилие положительных образцов для подражания.
Это прежде всего родители и старшие члены семьи, своим поведением и нравственными качествами заслуживающие авторитет у ребен


[стр.,151]

-151ка.
В структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности.
Их формированию способствует метод упражнений, или приучений, который неполучил всеобщего признания в конце XIX века, когда некоторой частью педагогов идеализировались приемы "свободного воспитания" и понятие "упражнение" ассоциировалось с механической тренировкой, а главными методами воспитания считались разъяснение и воздействие на сознание личности.
Педагогические основы организации упражнений (приучений) с целью формирования у детей практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно раскрыл Ушинский.
Он не раз высказывался о том, что "...
не только
в воспитании характера,но также и в образовании ума и в обогащении его необходимыми знаниями сила привычки ...имеет первостепенное значение" (251,385).
Значение привычки бесспорно в Формировании личности: "Воспитатель, укореняя в воспитаннике привычки, дает направление его характеру, даже иногда помимо воли и сознания воспитанника" (251,395).
Ушинский
рассматривал привычки как действия, вначале выполняемые сознательно и произвольно, а затем, благодаря частому однообразному повторению, совершаемые уже помимо сознания и воли.
Он не противопоставлял сознательность и автоматизм как взаимоисключающие явления, а рассматривал их как характерные черты различных стадий Формирования привычек.

От понимания ребенком, как что-нибудь необходимо сделать (произнести, написать) до легкого выполнения этого действия проходит значительный период времени, и от беспрестанных упражнений в одном и том же действии оно мало-помалу теряет характер сознательности и приобретает характер полубессознательного навыка.
Каптерев был также сторонником метода упражнений.
Он разрабо

[Back]