Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 159]

негативные его стороны.
Ссылаясь на Библию, Каптерев писал: «...
каждый грешник за каждое свое прегрешение
примет, помимо нас, достодолжную мзду, а добродетель увенчается хорошим концом» (129, 619).
Как известно, Каптерев считал религию средством нравственного воспитания.
Достоинство метода естественных последствий Каптерев видел в том, что они не портят доверчивых, дружеских отношений между воспитателем и воспитанником; наказанный за свой поступок самим его следствием ребенок приучается видеть связь между причиной и следствием, между характером его поступка и характером объективных последствий.
Основные недостатки метода естественных последствий Каптерев видел в том, что "...
«следствия поступков могут во многих случаях быть несоразмерными с самими действиями» (129, 619).
Например, в силу отсутствия жизненного опыта
дети совершают иногда поступки, влекущие за собой вред своему здоровью, безопасности своей и окружающих.
Следует учитывать и то, что негативные следствия многих действий наступают не сразу, а спустя длительное время.
Например, при неправильной посадке искривление позвоночника наступает через несколько лет, и если родители не будут своевременно вмешиваться в ход воспитания, не будут предупреждать отрицательные последствия тех или иных поступков детей, то такой метод воздействий окажется не менее вредным, чем первые два.
Итак, ни один из названных методов дисциплинарного воздействия Каптерев не признавал совершенным в педагогическом отношении.\ч
игывая общественную природу ребенка, одним из целесообразных методов воздействия он считал исключение ребенка из общества детей, товарищей, родных на некоторое время.
При этом педагог
исходил из следующих п осылок: нарушение дисциплины детьми в большинстве случаев бывает не принципиальным, а случайным, по легкомыслию, необдуманности, поэт ому наказанием для него будет «временное отлучение от общества товар ищей».
159
[стр. 157]

-157Третий вид взысканий естественное наказание.
Его защищали, как известно, Руссо и Спенсер.
В отличие от них П.
Ф.
Каптерев не идеализировал принцип "естественных последствий" (Руссо), а отмечал положительные и негативные его стороны.
Ссылаясь на Библию, Каптерев писал: "...каждый грешник за каждое свое прегрешение
приимет, помимо нас, достодолжную мзду, а добродетель увенчается хорошим концом" (129,619).
Как известно, Каптерев считал религию средством нравственного воспитания.
Достоинство метода естественных последствий Каптерев видел в том, что они не портят доверчивых, дружеских отношений между воспитателем и воспитанником; наказанный за свой поступок самим его следствием ребенок приучается видеть связь междупричиной и следствием, между характером его поступка и характером объективных последствий.
Основные недостатки метода естественных последствий Каптерев видел в том, что "...следствия поступков могут во многих случаях быть несоразмерными с самими действиями" (129,619).
Например, в силу отсутствия жизненного опыта
совершают иногда поступки, влекущие за собой вред своему здоровью, безопасности своей и окружающих.
Следует учитывать и то, что негативные следствия многих действий наступают не сразу, а спустя длительное время.
Например, при неправильной посадке искривление позвоночника наступает через несколько лет, и если родители не будут своевременно вмешиваться в ход воспитания, не будут предупреждать отрицательные последствия тех или иных поступков детей, то такой метод воздействий окажется не менее вредным, чем первые два.
Итак, ни один из названных методов дисциплинарного воздействия Каптерев не признавал совершенным в педагогическом отношении.

Учитывая общественную природу ребенка, одним из целесообразных методов воздействия он считал исключение ребенка из общества детей, товарищей, родных на некоторое время.
При этом пе


[стр.,158]

-158дагог исходил из следующих посылок: нарушение дисциплины детьми в большинстве случаев бывает не принципиальным, а случайным, по легкомыслию, необдуманности, поэтому наказанием для него будет "временное отлучение от общества товарищей".
Такая позиция П.
Ф.
Каптерева, логически стройная в теоретическом отношении, не выдерживает проверки самой педагогической практикой.
Аналогичную позицию по отношению к поощрениям и наказаниям в отечественной педагогике конца XIX века занимали П.
Ф.
ЛесгаФт, И.
М.
Манасеина и некоторые другие педагоги.
На основе осуществленного в настоящем параграфе исследования представляется возможным сделать следующие выводы: 1.
Теоретико-методологические основы культурно-антропологической концепции, разработанной П.
Ф.
Каптеревым, определили содержание, методы и средства семейного воспитания.
2.
Теория и практика воспитания в семье в концепции П.
Ф.
Каптерева ориентирована на нуклеарную семью, в которой воспитание детей является важнейшей общественной, гражданской обязанностью родителей.
3.
П.
Ф.
Каптерев доказал, что семья необходимыйинститут первоначальной социализации личности.
Способность ребенка к "саморазвитию" реализуется в семье с наибольшей полнотой.
4.
Содержание семейного воспитания составляет развитие у ребенка Физических сил, сенсорных и умственных способностей, нравственных и волевых качеств, религиозных и эстетических чувств, а также общественных, гражданских убеждений.
5.
Формы воспитания в семье (Физическое, сенсорное, умственное, нравственное, религиозное, эстетическое, общественное) рассматриваются П.
Ф.
Каптеревым в единой системе и подчинены общей цели гармоничному развитию физических и духовных сил ребенка.
6.Впервые в истории отечественной педагогики П.
Ф.
Каптерев сформулировал четкие требования к методу: "сообразность его со

[Back]