Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 160]

Такая позиция Каптерева, логически стройная в теоретическом отношении, не выдерживает проверки самой педагогической практикой.
Аналогичную позицию по отношению к поощрениям и наказаниям в отечественной педагогике конца XIX века занимали
Лесгафт, Манасеина и некоторые другие педагоги.
На основе осуществленного в настоящем параграфе
анализа идей и положений Каптерева представляется возможным сделать следующие выводы: 1.
Теоретико-методологические основы
антрополого гуманистической концепции, разработанной Каптеревым, определили содержание, методы и средства семейного воспитания.
2.
Теория и практика воспитания в семье в концепции П.
Ф.
Каптерева ориентирована на нуклеарную семью, в которой воспитание детей является важнейшей общественной, гражданской обязанностью родителей.
3.
П.
Ф.
Каптерев доказал, что семья необходимый институт первоначальной социализации личности.
Способность ребенка к «саморазвитию» реализуется в семье с наибольшей полнотой.
4.
Содержание семейного воспитания составляет
гармоничное развитие у ребенка физических сил.
сенсорных и умственных способностей, нравственных и волевых качеств, религиозных и эстетических чувств,
а также
общественных, гражданских убеждений.
5.
Формы воспитания в семье (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, религиозное, эстетическое,
общественное) рассматриваются П.
Ф.
Каптеревым в единой системе и подчинены общей цели
гармоничному развитию физических и духовных сил ребенка.
6.

Одним из первых в истории отечественной педагогики П.
Ф.
Каптерев сформулировал четкие требования к методу: «сообразность
[стр. 17]

-17рассматривая семью как институт первоначальной социализации личности, П.
Ф.
Каптерев определял целью воспитания в семье целостное и гармоничное развитие личности.
В соответствии с этим содержание семейного воспитания составляет развитие у ребенка Физических сил, сенсорных и умственных способностей, нравственных и волевых качеств, религиозных и эстетических чувств, общественных и гражданских убеждений.
Учитывая двойственную, биосоциальную, природу ребенка, П.
Ф.
Каптерев научно обосновал применение следующих методов воспитания: беседа, убеждение, пример взрослых, подражание, поощрение, наказание, детские игры.
Разработанная им программа "дидактики семьи" способствовала развитию методики первоначального обучения детей в семье; объективный научный анализ педагогического наследия П.
Ф.
Каптерева имеет не только теоретическое и историко-культурное, но и практическое значение для решения современных проблем семейной педагогики.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении дано обоснование актуальности темы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, охарактеризована его методологическая и источниковедческая база, осуществлен историографический анализ проблемы, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации полученных автором результатов.
В первой главе анализируются теоретико-методологические основы культурно-антропологической концепции семейного воспитания П.
Ф.
Каптерева, определяется сущность педагогического процесса и взаимосвязь основных Факторов Формирования личности.
Во второй главе освещается решение в концепции П.
Ф.
Каптерева основных проблем семейного воспитания и обучения, дается развер

[стр.,143]

-143Таким образом, содержание семейного воспитания составляет развитие у ребенка Физических сил, сенсорных и умственных способностей, нравственных и волевых качеств, религиозных и эстетических чувств, а также гражданских убеждений, навыков творческой деятельности и общения.
Формы воспитания в семье (Физическое, сенсорное, умственное, нравственное, религиозное, эстетическое
и гражданское) рассматриваются П.
Ф.
Каптеревым в единой системе и подчинены общей цели
гармоническому развитию физических и духовных сил ребенка.
Определение содержания семейного воспитания потребовало от П.
Ф.
Каптерева разработки и его методической стороны.
Убежденный в том, что педагогическая интуиция не может заменить научного подхода в воспитании, Каптерев в статье "Метод и его применение" (1878) сформулировал требования к методу педагогического воздействия.
"...Первая основа метода,писал он,сообразность его со свойствами детской натуры" (129,36).
Другими словами, педагогический метод должен учитывать возрастные особенности детей, степень их психического и Физического развития.
Второе требование связано с соответствием метода содержанию, характеру предмета, явления, поступка.
Поскольку воспитатель имеет дело с ребенком как конкретной неповторимой индивидуальностью, "метод должен сообразовываться с личными особенностями детей" (129,37).
Метод должен быть гибким педагогическим инструментом, и воспитателю необходимо органически усвоить его в соответствии с особенностями своего характера, опыта.
"Таким образом, мы получаем четвертый момент метода метод должен быть сообразен с личностью учителя" (129,37) , и его успех во многом зависит "...от умения воспитателя пользоваться всеми окружающими ребенка условиями, чтобы влиять на него" (129,45).
Особое внимание Каптерев уделял определению психолого-педа-^

[стр.,158]

-158дагог исходил из следующих посылок: нарушение дисциплины детьми в большинстве случаев бывает не принципиальным, а случайным, по легкомыслию, необдуманности, поэтому наказанием для него будет "временное отлучение от общества товарищей".
Такая позиция П.
Ф.
Каптерева, логически стройная в теоретическом отношении, не выдерживает проверки самой педагогической практикой.
Аналогичную позицию по отношению к поощрениям и наказаниям в отечественной педагогике конца XIX века занимали
П.
Ф.
ЛесгаФт, И.
М.
Манасеина и некоторые другие педагоги.
На основе осуществленного в настоящем параграфе
исследования представляется возможным сделать следующие выводы: 1.
Теоретико-методологические основы
культурно-антропологической концепции, разработанной П.
Ф.
Каптеревым, определили содержание, методы и средства семейного воспитания.
2.
Теория и практика воспитания в семье в концепции П.
Ф.
Каптерева ориентирована на нуклеарную семью, в которой воспитание детей является важнейшей общественной, гражданской обязанностью родителей.
3.
П.
Ф.
Каптерев доказал, что семья необходимыйинститут первоначальной социализации личности.
Способность ребенка к "саморазвитию" реализуется в семье с наибольшей полнотой.
4.
Содержание семейного воспитания составляет
развитие у ребенка Физических сил, сенсорных и умственных способностей, нравственных и волевых качеств, религиозных и эстетических чувств, а также общественных, гражданских убеждений.
5.
Формы воспитания в семье (Физическое, сенсорное, умственное, нравственное, религиозное, эстетическое, общественное) рассматриваются П.
Ф.
Каптеревым в единой системе и подчинены общей цели гармоничному развитию физических и духовных сил ребенка.
6.Впервые
в истории отечественной педагогики П.
Ф.
Каптерев сформулировал четкие требования к методу: "сообразность
его со

[Back]