реворот в процессе обучения конца XIX века. Не противопо ставляя задачи формального и материального образования, считая формальное развитие высшей ступенью материального образования, Каптерев справедливо ук азывал, что сочетание этих двух задач ведет к использованию наиболее эффективных способов и приемов мышления и тем самым способствует не только выработке умений и навыков применять знания на практике, но и развитию интеллектуальных и творческих способностей личности, а также формированию ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. В контексте этих идей Каптерева понятна роль обучения в семье, которая заключается в общем умственном развитии ребенка, состоящем: «... 1) в упражнении органов внешних чувств, наблюдательности, зап оминании, способности выводов и вообще самостоятельного мышления и сообразительности. Это развитие умственных процессов, приобретение орудий, способов и навыков для всех дальнейших умственных упражнений. Без развития указываемых свойств нельзя сделаться умным и знающим человеком; 2) менее важное, то также весьма значительное и находящееся в неразрывной связи с развитием умственных процессов пр иобретение сведений об окружающем мире, ... приучение к свободному владению родным языком; 3) специальное обучение грамоте, счету, ин остранным языкам и пр.» (93, 4-5). Сохраняя преемственность дошкольного, семейного, и школьного образования, Каптерев отмечает его развивающее и воспитательноформирующее влияние на личность ребенка. Важно приучит его к жизни в социуме, к общению со сверстниками и со старшими по возрасту и положению, важно научить выражать свои мысли, дать навыки и умение учиться. Каптерев справедливо подчеркивал: «Хорошее нравственное воспитание, добрые навыки по части порядка и жизни с другими, общее умственное развитие, в связи с развитием внимания, органов внешних чувств и речи 166 |
-164витие способностей, то есть всестороннее развитие ума, Каптерев подошел к идее развивающего обучения, которая вносила переворот в преподавание конца 19 века. Не противопоставляя задачи Формального и материального образования, считая Формальное развитие высшей ступенью материального образования, Каптерев справедливо указывал, что сочетание этих двух задач ведет к использованию наиболее эффективных способов и приемов мышления и тем самым способствует не только выработке умений и навыков применять знания на практике, но и развитию интеллектуальных и творческих способностей личности, а также формированию ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. В контексте этих идей П. Ф. Каптерева понятна роль обучения в семье, которая заключается в общем умственном развитии ребенка, состоящем "...1) в упражнении органов внешних чувств, наблюдательности, запоминании, способности выводов и вообще самостоятельного мышления и сообразительности. Это развитие умственных процессов, приобретение орудий, способов и навыков для всех дальнейших умственных упражнений. Без развития указываемых свойств нельзя сделаться умным и знающим человеком, 2) менее важное, но также весьма значительное и находящееся в неразрывной связи с развитием умственных процессов приобретение сведений об окружающем мире,... приучение к свободному владению родным языком, 3) специальное обучение грамоте, счету, иностранным языкам и пр." С93,4-5). Сохраняя преемственность дошкольного, семейного и школьного образования, Каптерев отмечает его развивающее и воспитательноФормирующее влияние на личность ребенка. Важно приучить к жизни в социуме, к общению со сверстниками и со старшими по возрасту и положению, важно научить выражать свои мысли, дать навыки и умения учиться. Каптерев справедливо отмечал: "Хорошее нравственное воспитание, добрые навыки по части порядка и жизни |