сущим ему, законам... Внешняя природа, люди и вся их жизнь дают организму Лишь побуждения и материал для деятельности, но самая деятельность есть его собственная, своеобразная». В системе педагогических взглядов Каптерева мысль о внутреннем источнике развития личности имеет принципиальное значение. Она позволяет ученому преодолеть восходящее к локковскому принципу « 1аЬи1а газа» традиционное для педагогики объективное отношение к ребенку, а также провести идею о внутренней телеологичности физического и духовного формирования человека. Если процесс саморазв ития человеческой личности подчиняется собственным внутренним законам, то в этом случае педагогика, открывающая и изучающая эти законы, приобретает возможность конституирования в качестве науки. Положение Каптерева об автономности педагогического процесса следует оценивать не только как попытку защитить сферу воспитания от вмешательства государства и церкви, но и как стремление выделить собственный предмет педагогической науки. Кроме того, сквозь призму саморазвития удается по-новому взглянуть на сложившуюся систему школьного образования, при которой обучение представляется средством развития ребенка, хотя на самом деле способность детей к саморазвитию и есть «та необходимая почва, на которой школа только и может существовать». Тем самым перед П. Ф. Каптеревым открылась возможность содержательно и конструктивной критики авторитарноадминистративной системы обучения и воспитания, построенной на подавлении инициативы и индивидуальности учащихся. Такое образ ование и воспитание «нередко представляют ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону... Настоящий, не искаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому, что это есть процесс саморазвития». 24 |
-24щи м ему, законам. . . Внешняя природа, люди и вся их жизнь дают организму лишь побуждения и материал для деятельности, но самая деятельность есть его собственная, своеобразная" (124,100). В системе педагогических взглядов Каптерева мысль о внутреннем источнике развития личности имеет принципиальное значение. Она позволяет ученому преодолеть восходящее к локковскому принципу "1аЬи1а газа"традиционное для педагогики объектное отношение к ребенку, а также провести идею о внутренней телеологичности Физического и духовного Формирования человека. Если процесс саморазвития человеческой личности подчиняется собственным внутренним законам, то в этом случае педагогика,обнаруживающая и изучающая эти законы,приобретает возможность конституирования в качестве науки. Положение Каптерева об автономности педагогического процесса следует оценивать не только как попытку защитить сферу воспитания от вмешательства государства и церкви, но и как стремление выделить собственный предмет педагогической науки. Кроме того, сквозь призму саморазвития удается по-новому взглянуть на сложившуюся систему школьного образования, при которой обучение представляется средством развития ребенка, хотя на самом деле способность детей к саморазвитию и есть "та необходимая почва, на которой школа только и может существовать'1 (124,97). Тем самым перед П. Ф. Каптеревым открылась возможность содержательной и конструктивной критики принудительной системы обучения и воспитания, построенной на подавлении инициативы и индивидуальности учащихся. Такое образование и воспитание "нередко представляет ожесточенную борьбу против естественного творческого саморазвития человека и стремятся втиснуть его в наперед заготовленные рамки, вести по шаблону... Настоящий, не искаженный педагогический процесс в одно и то же время и свободен, и необходим, потому, что это есть процесс саморазвития" (112,34). |