Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 27]

ми, тогда как на физическое и духовное развитие личности огромное влияние оказывает наследственность.
Следовательно, в понятие природы ребенка должна быть включена и биологическая основа его жизнедеятельности.
Более сложным является отношение Каптерева к теории врожденных качеств и способностей.
С одной стороны, он не может согласиться с тем, что ребенок уже рождается с имеющимися умственными, нравственно-волевыми, творческими способностями, поскольку это означало бы исходную предопределенность развития личности и, по существу, устраняло бы необходимость воспитания.
Но, с другой стороны, положительной в этой теории является мысль о том, что природа человека не является бессодержательной, «пустой», а заключает в себе множество возможностей развития.
С рождением ребенок
обретает не качества и способности, а лишь задатки, развитие и реализация которых составляет задачу педагога.
Несогласие Каптерева вызывала как
попытка идеализации детской природы, так и диаметрально противоположная ей позиция.
Истоки пессимистического взгляда на человека могут быть различными.
Это и христианское учение о первородном грехе, и гоббсовское убеждение в изначальной эгоистичности «естественного человека», и скептицизм Канта в отношении способности индивида подняться над эмпирическим, повседневным бытием.
Но в любом случае при таком подходе образ ребенка рисуется заведомо мрачными красками, культивируются недоверие и подозрительность в отношении свойств детской натуры, воспитание приобретает репрессивный, унижающий и подавляющий личность характер.
Нет ни научных, ни нравственных оснований сч итать детей в основе своей лживыми, порочными и злобными существами.

27
[стр. 27]

-27ческими качествами, тогда как на Физическое и духовное развитие личности огромное влияние оказывает наследственность.Следовательно, в понятие природы ребенка должна быть включена и биологическая основа его жизнедеятельности.
Более сложным является отношение Каптерева к теории врожденных качеств и способностей.
С одной стороны, он не может согласиться с тем, что ребенок уже рождается с имеющимися умственными, нравственно-волевыми, творческими способностями, поскольку это означало бы исходную предопределенность развития личности и, по существу, устраняло бы необходимость воспитания.
Но, с другой стороны,положительной в этой теории является мысль о том, что природа человека не является бессодержательной, "пустой", а заключает в себе множество возможностей развития.
С рождением ребенок
наследует не качества и способности, а лишь задатки, реализация и развитие которых составляет задачу педагога.
Несогласие Каптерева вызывала как
идеализация детской природы, так и диаметрально противоположная ей позиция.
Истоки пессимистического взгляда на человека могут быть различными.
Это и христианское учение о первородном грехе, и гоббсовское убеждение в изначальной эгоистичности "естественного человека", и скептицизм Канта в отношении способности индивида подняться над эмпирическим, повседневным бытием.
Но в любом случае при таком подходе образ ребенка рисуется заведомо мрачными красками, культивируются недоверие и подозрительность в отношении свойств детской натуры, воспитание приобретает репрессивный, унижающий и подавляющий личность характер.
Нет ни научных, ни нравственных оснований считать детей в основе своей лживыми, порочными и злобными существами.

Природе человека, считал Каптерев, присущи как положительные качества, так и недостатки.
Аргументация этого положения опи

[Back]