Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 30]

должна отвечать потребности общества в личности определенного типа.
Решение вопроса о том, каким должен быть человек, во многом определяет содержание, цели и задачи педагогической деятельности.
Однако воспитательный идеал произволен от исторически определе нного общества и определяется его потребностями, в то время как педагогика должна быть наукой, то есть системой независящего от субъективных целей знания о формировании человека.
Налицо пр отиворечие, осознавая которое, Каптерев стремился найти пути органичного сочетания ценностных и научных компонентов педагогического знания.
В культурно-антропологической концепции Каптерева проблема воспитательного идеала возникает в связи с тем, что человеческой природе отказывается в изначальной способности в ходе самостоятельного развития достигнуть совершенства.
Тем самым Каптерев должен ограничить провозглашенную прежде автономность саморазвития личности в педагогическом процессе.
Воспитание уже не только реализация имманентных законов развития человеческой личности, но и направление этого развития сообразно извне задаваемой идеальной цели, идеалу.
Идеал, следовательно, не есть нечто случайное и произвольное; он является необходимым компонентом в структуре педагогического процесса и обусловливает его направленность.
Природу воспитательного идеала Каптерев не связывает с биологически обусловленной целесообразностью в развитии человеческого о рганизма, напротив, он
понимает идеал как нечто неприсущее, несво йственное стихийному процессу саморазвития личности.
«Идеала ус
овсршенствования в самой воспитываемой или саморазвивающейся личности, по-видимому, не оказывается, так как в ней, напротив, есть недостатки: потому идеал, как нечто образцовое, более или менее с овершенное, по-видимому, должен быть взят вне саморазвивающейся личности и внесен в нее.
Идеал представляется до некоторой степени,
[стр. 30]

-30дагогической деятельности.
Однако воспитательный идеал произволен от исторически определенного общества и определяется его потребностями, в то время как педагогика должна быть наукой, то есть системой независящего от субъективных целей знания о формировании человека.
Налицо противоречие, осознавая которое, Каптерев стремился на'йти пути органичного сочетания ценностных и научных компонентов педагогического знания.
В культурно-антропологической концепции Каптерева проблема воспитательного идеала возникает в связи с тем, что человеческой природе отказывается в изначальной способности в ходе самостоятельного развития достигнуть совершенства.
Тем самым Каптерев должен ограничить провозглашенную прежде автономность саморазвития личности в педагогическом процессе.
Воспитание уже не только реализация имманентных законов развития человеческой личности, но и направление этого развития сообразно извне задаваемой идеальной цели, идеалу.
Идеал, следовательно, не есть нечто случайное и произвольное; он является необходимым компонентом в структуре педагогического процесса и обусловливает его направленность.
Природу воспитательного идеала Каптерев не связывает с биологически обусловленной целесообразностью в развитии человеческого организма, напротив, он
вводит идеал как нечто неприсущее, несвойственное стихийному процессу саморазвития личности.
"Идеала усовершенствования
в самой воспитываемой или саморазвивающейся личности, по-видимому, не оказывается, так как в ней, напротив, есть недостатки: потому идеал, как нечто образцовое, более или менее совершенное, по-видимому, должен быть взят вне саморазвивающейся личности и внесен в нее.
Идеал представляется до некоторой степени,
как нечто постороннее личности, хотя и указывает цель и образец усовершенствования ее"(112,39).
Учитывать это обстоятельство очень важно, поскольку, действительно.

[Back]