как нечто постороннее личности, хотя и указывает цель и образец усовершенствования ее» (112, 39). Учитывать это обстоятельство очень важно, поскольку, действительно, должное не выводимо из сущего, идеальное принадлежит иной области, чем физическое, материальное. Включая воспитательный идеал в структуру педагогического процесса как образование небиологического, неприродного характера, Каптерев получает возможность обратиться к социальнокультурной и духовной стороне формирования личности. «С требованием идеалосообразн ости, пишет он, воспитание вступает в совершенно новую сферу общественную» (112, 39). Социальная детерминированность педагогической деятельности не только не вызывает у Каптерева протеста, но, напротив, воспринимается им как нечто необходимое и самоочевидное. «Идеальность воспитания, считает ученый, может только выражать связь воспитываемой личности с обществом, и в сторону общественн ости, в ее интересах, направлять борьбу с недостатками личности и все ее развитие» (112, 40). В этом еще одно важное отличие педагогической позиции Каптерева от асоциального натурализма Руссо и Толстого. Утверждая социокультурную природу воспитательного идеала, видный русский педагог стремится предельно ясно выразить принципиальные основания своей позиции. «По самой своей сущности, считает он, педагогия не может примкнуть к таким направлениям мысли, согласно которым человеческий организм представляется неизменным испокон веку, вечно тем же, или только способным к ухудшению в силу греха, вредного действия культуры и т.п.; педагогия естественная союзница тех философских и научных учений, которые дают основания рассматривать человеческий организм, как изменчивый, подлежащий усовершенствованию во всех отношениях, причем культура понимается в своей сущности как добро, а не зло; педагоги31 |
-31должное не выводимо из сущего, идеальное принадлежит иной области, чем Физическое, материальное. Включая воспитательный идеал в структуру педагогического процесса как образование небиологического, неприродного характера, Каптерев получает возможность обратиться к социально-культурной и духовной стороне Формирования личности. "С требованием идеалосообразности,пишет он,воспитание вступает в совершенно новую сферу общественную" С112,39). Социальная детерминированность педагогической деятельности не только не вызывает у Каптерева протеста, но, напротив, воспринимается им как нечто необходимое и самоочевидное. "Идеальность воспитания,считает ученый,может только выражать связь воспитываемой личности с обществом, и в сторону общественности, в ее интересах, направлять борьбу с недостатками личности и все ее развитие" (112,40). В этом еще одно важное отличие педагогической позиции П. Ф. Каптерева от асоциального натурализма Руссо и Толстого. Утверждая социокультурную природу воспитательного идеала, русский педагог стремится предельно ясно выразить принципиальные основания своей позиции. "По самой своей сущности, -считает он,педагогия не может примкнуть к таким направлениям мысли, согласно которым человеческий организм представляется неизменным испокон веку, вечно тем же, или только способным к ухудшению в силу греха, вредного действиякультуры и т. п.; педагогия естественная союзница тех философских и научных учений, которые дают основания рассматривать человеческий организм, как изменчивый, подлежащий усовершенствованию во всех отношениях, причем культура понимается в своей сущности как добро, а не зло; педагогический процесс имеет своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия может быть рассматриваема с известной точки зрения, как приготовительница лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед, в бу |