ческий процесс имеет своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия может быть рассматриваема с известной точки зрения, как приготовительница лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед, в будущее, хотя при этом никогда, ни на один м омент не теряющая из вида настоящего, которое по естественному служит опорой и основанием будущего» (112, 46). Педагогический пафос, так ясно ощущаемый в приведенном высказывании, побуждает сформулировать ряд вопросов, ответы на которые помогут углубить и уточнить позицию автора. Во-первых, каково соотношение биологических и социальных факторов формирования личности? Этот вопрос прав омерен в силу того, что введение воспитательного идеала в педагогический процесс обусловило его двойственную биосоциальную, культу рно-антропологическую природу. Во-вторых, если воспитание имеет целью создание идеального человека, то каковы его возможности и чем они определяются? Наконец, каким образом согласуется духовное формирование личности на основе воспитательного идеала с закон ами физиологического и психологического развития организма? Ответы на эти вопросы составляют ядро педагогический концепции Каптерева и требуют поэтому особого исследовательского внимания. Каптерев исходит из того, что саморазвитие организма, подчиняющееся биологическим законам, и воспитание личности в соответствии с идеалом, два разных по своей природе процесса. Вместе с тем, поскольку реальная личность представляет собой живое, органическое целое, то и педагогический процесс должен быть единым. «Мы пол учаем, пишет ученый, две существенные черты педагогического пр оцесса: саморазвитие организма и самоусовершенствование личности сообразно идеалу. Эти две черты находятся в тесной связи между с обою и сливаются собственно в один поток развития личности» (112, 40). Однако только констатировать тесную взаимосвязь физического и 32 |
-31должное не выводимо из сущего, идеальное принадлежит иной области, чем Физическое, материальное. Включая воспитательный идеал в структуру педагогического процесса как образование небиологического, неприродного характера, Каптерев получает возможность обратиться к социально-культурной и духовной стороне Формирования личности. "С требованием идеалосообразности,пишет он,воспитание вступает в совершенно новую сферу общественную" С112,39). Социальная детерминированность педагогической деятельности не только не вызывает у Каптерева протеста, но, напротив, воспринимается им как нечто необходимое и самоочевидное. "Идеальность воспитания,считает ученый,может только выражать связь воспитываемой личности с обществом, и в сторону общественности, в ее интересах, направлять борьбу с недостатками личности и все ее развитие" (112,40). В этом еще одно важное отличие педагогической позиции П. Ф. Каптерева от асоциального натурализма Руссо и Толстого. Утверждая социокультурную природу воспитательного идеала, русский педагог стремится предельно ясно выразить принципиальные основания своей позиции. "По самой своей сущности, -считает он,педагогия не может примкнуть к таким направлениям мысли, согласно которым человеческий организм представляется неизменным испокон веку, вечно тем же, или только способным к ухудшению в силу греха, вредного действиякультуры и т. п.; педагогия естественная союзница тех философских и научных учений, которые дают основания рассматривать человеческий организм, как изменчивый, подлежащий усовершенствованию во всех отношениях, причем культура понимается в своей сущности как добро, а не зло; педагогический процесс имеет своей целью создание идеального человека и человечества, и вся педагогия может быть рассматриваема с известной точки зрения, как приготовительница лучшего будущего, смотрящая постоянно вперед, в бу -32дущее, хотя при этом никогда, ни на один момент не теряющая из вида настоящего, которое по естественному порядку служит опорой и основанием будущего" (112,46). Педагогический пафос, так ясно ощущаемый в приведенном высказывании, побуждает сформулировать ряд вопросов, ответы на которые помогут углубить и уточнить позицию автора. Во-первых, каково соотношение между биологическими и социальными Факторами формирования личности? Этот вопрос правомерен в силу того, что введение воспитательного идеала в педагогический процесс обусловило его двойственную: биосоциальную, культурно-антропологическую природу. Во-вторых, если воспитание имеет целью создание идеального человека, то каковы его возможности и чем они определяются? Наконец, каким образом согласуется духовное формирование личности на основе воспитательного идеала с законами Физиологического и психологического развития организма? Ответы на эти вопросы составляют ядро педагогической концепции П. Ф. Каптерева и требуют поэтому особого исследовательского внимания. Каптерев исходит из того, что саморазвитие организма, подчиняющееся биологическим законам, и воспитание личности в соответствии с идеалом, два разных по своей природе процесса. Вместе с тем, поскольку реальная личность представляет собой живое, органическое целое, то и педагогический процесс должен быть единым. "Мы получаем,-пишет ученый,-две существенные черты педагогического процесса: саморазвитие организма и самоусовершенствование личности сообразно идеалу. Эти две черты находятся в тесной связи между собою и сливаются собственно в один поток развития личности" (112,40). Однако только констатировать тесную взаимосвязь Физического и духовного развития личности явно недостаточно, поскольку вопрос о характере их взаимосвязи встает с еще большей остротой при выяснении возможное |