Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 35]

Дальнейший анализ структуры педагогического процесса потребовал конкретизации понятия «педагогический идеал», выяснения его происхождения, содержания, видоизменений, что, в свою очередь, об условило выход за рамки собственно педагогической проблематики и обращение к сфере социокультурной жизни общества.
I Во многом в соответствии с духом русской философской и интеллектуальной традиции П.
Ф.
Каптерев связывал происхождение воспитательного идеала со стихией народной жизни, в глубинах которой естественным образом на основе общности исторической судьбы, обычаев, традиций, религии, языка, и практического опыта вырабатываются представления о важнейших нравственных качествах и ценностях человека.
Эти представления не обобщены в этические понятия и не выделены в особую, отделенную от повседневной жизни и деятельности людей моральную сферу.
Они вплетены в саму каждодневную практ ику, в быт, в непосредственное общение, в то, что составляет уклад народной жизни.
Поэтому, по мысли Каптерева, в среде народа воспитание детей, их нравственное становление происходит сколь стихийно, столь и органично.
Каждый народ, каждая нация рождают свои воспитательные идеалы, в которых отражаются особенности коллективного сознания, мировосприятия, духовной культуры этого народа.

Каптерев не идеализировал народный идеал, рассматривая его в связи с динамикой народной жизни.

Жизнь народа не остается неизменной, хотя и медленно, но она исторически прогрессирует, развивается и вместе с ней изменяются и представления о должном в воспит ании.
Как духовное образование, находящееся в тесных отношениях с различными, в том числе и теневыми, сторонами народной жизни, воспитательный идеал несет в себе не только прогрессивное, положительное содержание, но печать невежества, предрассудков, необразованн ости простых людей.
Известно, что в русской крестьянской семье была
35
[стр. 34]

-34Физическому здоровью, а требования,предъявляемые к ребенку, не учитывают его индивидуальных особенностей.
Каптерев рассматривает принципиальную сторону проблемы и делает следующий вывод: "индивидуальный и социальный элементы педагогического процесса, несомненно, различны; но столь же несомненно, что они не противоречат один другому, а дополняются взаимно, причем ни,один из этих элементов не может быть устранен из педагогического процесса, а вместе взятые они составляют одно органическое и гармоническое целое" (112,51).
Соответствие между этими сторонами процесса воспитания обеспечивается соответствием воспитательного идеала биологической природе человека, а не наоборот.
Поэтому несмотря на все уточнения, Каптерев остался в педагогике сторонником принципа природосообразности.
Природа человека, его наследственная основа являются своеобразной педагогической константой, на которую должен опираться воспитательный идеал.
"Основой идеала,пишет ученый,все же остается человеческая природа, хотя и рассматриваемая в связи с обществом" (112,50).
Формируя индивидуальную личность как особое, социальное существо, как члена коллективного общественного целого и вырабатывая духовно-нравственные качества, необходимые ей для жизни среди других людей, общество должно учитывать биологическую основу воспитания.
С точки зрения сущности, педагогический процесс и есть "всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в меру ее сил, сообразно социальному идеалу" (112,51).
Дальнейший анализ структуры педагогического процесса потребовал конкретизации понятия "педагогический идеал", выяснения его происхождения, содержания, видоизменений, что, в свою очередь, обусловило выход за рамки собственно педагогической проблематики и обращение к сфере социокультурной жизни общества,
Во многом в соответствии с духом русской Философской и интел

[стр.,35]

-35лектуальной традиции П.
Ф.
Каптерев связывал происхождение воспитательного идеала со стихией народной жизни, в глубинах которой естественным образом на основе общности исторической судьбы, обычаев, традиций, религии, языка и практического опыта вырабатываются представления о важнейших нравственных качествах и ценностях человека.
Эти представления не обобщены в этические понятия и не выделены в особую, отделенную от повседневной жизни и деятельности людей моральную сферу.
Они вплетены в саму каждодневную практику, в быт, в непосредственное общение, в то, что составляет уклад народной жизни.
Поэтому, по мысли Каптерева, в среде народа воспитание детей, их нравственное становление происходит сколь стихийно, столь и органично.
Каждый народ, каждая нация рождают свои воспитательные идеалы, в которых отражаются особенности коллективного сознания, мировосприятия, духовной культуры этого народа.

П.
Ф.
Каптерев не идеализировал народный идеал, рассматривая его в связи с динамикой народной жизни.

Хизнь народа не остается неизменной, хотя и медленно, но она исторически прогрессирует, развивается и вместе с ней изменяются и представления о должном в воспитании.
Как духовное образование, находящееся в тесных отношениях с различными, в том числе и теневыми, сторонами народной жизни, воспитательный идеал несет в себе не только прогрессивное, положительное содержание, но печать невежества, предрассудков, необразованности простых людей.
Известно, что в русской крестьянской семье была
принята "педагогика бабушек4, которая опиралась на явно консервативный опыт, не отвечающий новым задачам и научным представлениям.
Поэтому "превознесение народности превыше всего ошибочно" С129, 190).
В среде народа воспитательные ценности не осознаются, не Формулируются в виде осмысленной цели педагогического процесса.
Поэтому задача педагогической интеллигенции, считает Каптерев,

[Back]