Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 38]

отечественной педагогической мысли на основе трех периодов церковного, государственного и общественного, каждому из которых с оответствует определенный тип воспитательного идеала: православноцерковный, национально-государственный и общечеловеческий.
Однаи ко сами идеи воспитания в духе русской национальной культуры, идеи формирования человека как гражданина и патриота утверждаются в общественной мысли в XVIII веке благодаря русским просветителям И.
И.
Бецкому, Н.
И.
Новикову, А.
Н.
Радищеву
и приобретают признание и дальнейшее развитие в XIX веке у национально ориентированных мыслителей К.
Н.
Леонтьева, А.
С.
Хомякова и других.
В отечественную педагогику эти идеи непосредственно вошли благодаря К.
Д.
Ушинскому, который явился основоположником
теории руссконой? народной школы и национально ориентированной педагогики.
<•; Цели и задачи воспитания обосновывались Ушинским с позиций народности.
«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главную задачу каждой народной литературы»
(242, 122).
Народность в воспитании понималась им как объективный фактор соответствия общественного и семейного воспитания национальным особенностям народа, ибо «...воспитательные идеи каждого народа проникнуты наци ональностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на другую почву»
(246, 33).
Определяя жизнеспособность и органичность воспитания, принцип наро дности заключает в себе и элемент национальной исключительности и обособления, который нельзя
нс заметить у Ушинского: «...воспитание, созданное самим народом и основанно е на народных 38
[стр. 37]

-37гогическое образование.
Как наука педагогика обращается к общей природе человека, которая не зависит от его классовой принадлежности и сословного происхождения.
Социальное неравенство не имеет ничего общего с индивидуальными различиями людей.
Поэтому "в педагогическом отношении образование должно отличаться единством принципа и системы и приспособляться к различным способностям детей, а не к различным сословиям.
Главнейшее же приспособление образования к жизни есть не сословность воспитания, а общеобразовательность его, сопутствуемая профессиональностью или специальностью, причем все виды образования должны быть доступны всем, единственно в зависимости лишь от подготовки и материальных средств" (112,55).
Очевидный демократизм Каптерева позволяет ему отказать в педагогическом праве на существование сословному и классовому образованию, а также защитить национальный идеал.
"Национальные идеалы всегда выше и шире сословных: настоящий национальный идеал совмещает в себе сущность всех сословных, отбрасывая их односторонности и специальные сословные черты.
Национальный идеал есть выражение стремлений народного духа, а не интересов того или другого класса общества" (112,56).
Проблема национального идеала в воспитании и образовании до П.
Ф.
Каптерева имела свою историю, которую ученый хорошо знал.
Во всяком случае в "Истории русской педагогии" он рассматривает развитие отечественной педагогической мысли на основе трех периодов церковного, государственного и общественного, каждому из которых соответствует определенный тип воспитательного идеала: православно-церковный, национально-государственный и общечеловеческий.
Однако, сами идеи воспитания в духе русской национальной культуры, идеи Формирования человека как гражданина и патриота утверждаются в общественной мысли в XVIII в.
благодаря русским просветителям И.
И.
Бецкому, Н.
И.
Новикову, А.
Н.
Ра


[стр.,38]

-38дишеву и приобретают признание и дальнейшее развитие в 19 веке у национально ориентированных мыслителей К.
С.
Аксакова, И.В.
Киреевского, К.
Н.
Леонтьева, А.
С.
Хомякова и других.
В отечественную педагогику эти идеи непосредственно вошли благодаря К.
Д.
Ушинскому, который явился основоположником
русской школы и национально ориентированной педагогики.
Цели и задачи воспитания обосновывались Ушинским с позиций народности.
"Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главную задачу каждой народной литературы"
С 242, 122).
Народность в воспитании понималась им как объективный Фактор соответствия общественного и семейного воспитания национальным особенностям народа, ибо "...воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на другую почву"
С246,33).
Определяя жизнеспособность и органичность воспитания, принцип народности заключает в себе и элемент национальной исключительности и обособления, который нельзя
не заметить у Ушинского: "...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных' у други народов" (242,161).
Осознавая опасность национализма в педагогике, Ушинский стремился расширить содержание воспитательного идеала в границах христианского универсализма, на почве которого им мыслилось решение вопроса о взаимосвязи национально-особенного и общечеловеческого.
В статье "О народности в общественном воспитании"

[Back]