отечественной педагогической мысли на основе трех периодов церковного, государственного и общественного, каждому из которых с оответствует определенный тип воспитательного идеала: православноцерковный, национально-государственный и общечеловеческий. Однаи ко сами идеи воспитания в духе русской национальной культуры, идеи формирования человека как гражданина и патриота утверждаются в общественной мысли в XVIII веке благодаря русским просветителям И. И. Бецкому, Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву и приобретают признание и дальнейшее развитие в XIX веке у национально ориентированных мыслителей К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова и других. В отечественную педагогику эти идеи непосредственно вошли благодаря К. Д. Ушинскому, который явился основоположником теории руссконой? народной школы и национально ориентированной педагогики. <•; Цели и задачи воспитания обосновывались Ушинским с позиций народности. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главную задачу каждой народной литературы» (242, 122). Народность в воспитании понималась им как объективный фактор соответствия общественного и семейного воспитания национальным особенностям народа, ибо «...воспитательные идеи каждого народа проникнуты наци ональностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на другую почву» (246, 33). Определяя жизнеспособность и органичность воспитания, принцип наро дности заключает в себе и элемент национальной исключительности и обособления, который нельзя нс заметить у Ушинского: «...воспитание, созданное самим народом и основанно е на народных 38 |
-37гогическое образование. Как наука педагогика обращается к общей природе человека, которая не зависит от его классовой принадлежности и сословного происхождения. Социальное неравенство не имеет ничего общего с индивидуальными различиями людей. Поэтому "в педагогическом отношении образование должно отличаться единством принципа и системы и приспособляться к различным способностям детей, а не к различным сословиям. Главнейшее же приспособление образования к жизни есть не сословность воспитания, а общеобразовательность его, сопутствуемая профессиональностью или специальностью, причем все виды образования должны быть доступны всем, единственно в зависимости лишь от подготовки и материальных средств" (112,55). Очевидный демократизм Каптерева позволяет ему отказать в педагогическом праве на существование сословному и классовому образованию, а также защитить национальный идеал. "Национальные идеалы всегда выше и шире сословных: настоящий национальный идеал совмещает в себе сущность всех сословных, отбрасывая их односторонности и специальные сословные черты. Национальный идеал есть выражение стремлений народного духа, а не интересов того или другого класса общества" (112,56). Проблема национального идеала в воспитании и образовании до П. Ф. Каптерева имела свою историю, которую ученый хорошо знал. Во всяком случае в "Истории русской педагогии" он рассматривает развитие отечественной педагогической мысли на основе трех периодов церковного, государственного и общественного, каждому из которых соответствует определенный тип воспитательного идеала: православно-церковный, национально-государственный и общечеловеческий. Однако, сами идеи воспитания в духе русской национальной культуры, идеи Формирования человека как гражданина и патриота утверждаются в общественной мысли в XVIII в. благодаря русским просветителям И. И. Бецкому, Н. И. Новикову, А. Н. Ра -38дишеву и приобретают признание и дальнейшее развитие в 19 веке у национально ориентированных мыслителей К. С. Аксакова, И.В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова и других. В отечественную педагогику эти идеи непосредственно вошли благодаря К. Д. Ушинскому, который явился основоположником русской школы и национально ориентированной педагогики. Цели и задачи воспитания обосновывались Ушинским с позиций народности. "Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главную задачу каждой народной литературы" С 242, 122). Народность в воспитании понималась им как объективный Фактор соответствия общественного и семейного воспитания национальным особенностям народа, ибо "...воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на другую почву" С246,33). Определяя жизнеспособность и органичность воспитания, принцип народности заключает в себе и элемент национальной исключительности и обособления, который нельзя не заметить у Ушинского: "...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных' у други народов" (242,161). Осознавая опасность национализма в педагогике, Ушинский стремился расширить содержание воспитательного идеала в границах христианского универсализма, на почве которого им мыслилось решение вопроса о взаимосвязи национально-особенного и общечеловеческого. В статье "О народности в общественном воспитании" |