Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 39]

началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов» (242, 161).
Осознавая опасность национализма в педагогике, Ушинский стремился расширить
содержав ие воспитательного идеала в границах христианского универсализма, на почве которого им мыслилось реш ение вопроса о взаимосвязи национально-особенного и общечеловеческого.
В статье «О народности в общественном воспитании»
характер воспитательного идеала определен следующим образом: «Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народи ости, это идеал, представляемый нам христианством.
Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства.
Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всякой истины»
(242, 169).
Анализируя сочинения Н.
И.
Пирогова, Ушинский вновь высказывает мысль об универсальности, общечеловечности образа Христа: «Все мы, если только мы искренни, стреми мся к одному и тому же: к идеалу человека и человеческой жизни, который нам изображен в личности Спасителя, ибо этот образец стал основой всей европейской истории» (246, 29).

Насколько позже, в 1867 г оду, в своем основном научном труде «Человек как предмет воспитания» он защищает эту же идею, утверждая, что «...идеал человека, данный нам евангелием, ложится в душу дитяти и юноши не мертв ыми, холодными чертами, а чертами, горящими чувством и желанием» (250,423).
Таким образом, для Ушинского национальные педагогические идеалы в той мере являются общечеловеческими, в какой они впитали ценности христианства.

39
[стр. 38]

-38дишеву и приобретают признание и дальнейшее развитие в 19 веке у национально ориентированных мыслителей К.
С.
Аксакова, И.В.
Киреевского, К.
Н.
Леонтьева, А.
С.
Хомякова и других.
В отечественную педагогику эти идеи непосредственно вошли благодаря К.
Д.
Ушинскому, который явился основоположником русской школы и национально ориентированной педагогики.
Цели и задачи воспитания обосновывались Ушинским с позиций народности.
"Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Идеал человека у каждого народа соответствует народному характеру, определяется общественной жизнью народа, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главную задачу каждой народной литературы" С 242, 122).
Народность в воспитании понималась им как объективный Фактор соответствия общественного и семейного воспитания национальным особенностям народа, ибо "...воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на другую почву" С246,33).
Определяя жизнеспособность и органичность воспитания, принцип народности заключает в себе и элемент национальной исключительности и обособления, который нельзя не заметить у Ушинского: "...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных' у други народов" (242,161).
Осознавая опасность национализма в педагогике, Ушинский стремился расширить
содержание воспитательного идеала в границах христианского универсализма, на почве которого им мыслилось решение вопроса о взаимосвязи национально-особенного и общечеловеческого.
В статье "О народности в общественном воспитании"


[стр.,39]

-39характер воспитательного идеала определен следующим образом: "Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством.
Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства.
Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, оно же и должно служить для воспитания каждого христианского народа источником всякого света и всяк истины"
С242,169).
Анализируя сочинения Н.И.
Пирогова, Ушинский вновь высказывает мысль об универсальности, общечеловечности образа Христа: "Все мы, если только мы искренни, стремимся к одному и тому же: к идеалу человека и человеческой жизни, который нам изображен в личности Спасителя, ибо этот образец стал основой всей европейской истории" (246,29).

Несколько позже, в 1867 году,в своем основном научном труде "Человек как предмет воспитания" он защищает эту же идею, утверждая, что "...
идеал человека, данный нам евангелием, ложится в душу дитяти и юноши не мертвыми , холодными чертами, а чертами,горящими чувством и желанием" (250,423).
Таким образом, для Ушинского национальные педагогические идеалы в той мере являются общечеловеческими, в какой они впитали ценности христианства.

Однако для более точной картины нужно учитывать и то, что в творчестве К.
Д.
Ушинского обнаруживался отход от христианского интегративизма в сторону православия и национально-культурной самобытности, что вновь суживало понятие воспитательного идеала.
В согласии с позицией славянофилов, противопоставляя православие западному христианству, он писал: ".
., мы видим в нем единственную религию, которая, сохраняя нерушимо не только общие, основные истины христианства, но и свои древние Формы, может стать религией великого и образованного народа, быстро и неук

[Back]