Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 44]

Другой аспект диалектики национального и общечеловеческого усматривается Каптеревым в том, что национальный опыт, накопленный многовековой историей народа и проверенный другими народами, прио бретает характер общечеловеческой ценности.
Анализируя с этих позиций «Домострой», он в опыте семейного воспитания различных слоев русского общества стремился найти истины, ставшие вечными и непреходящ ими.
(см.

72).
Педагогическая мудрость народов оказывается созвучной научным истинам воспитания, и общечеловеческое в педагогическом процессе совпадает с научным.
Переходя от формальной характеристики педагогического идеала к его содержательной стороне, Каптерев видит цель воспитания в ф ормировании человека как общественного существа:
«...прежде всего, отмечает он, каждый воспитываемый должен быть образуем, как добрый общественник.
Эта черта идеала не есть какое-либо специально-национальное качество, а свойство общечеловеческое, всенародное,...
человек по самой своей природе есть общественник,...
личное его Я неотделимо от общественного Я,...
он по самой природе есть член общества, могущий жить, только дыша общественным воздухом, действуя совокупно с другими» (112,69).
Формирование личности как существа социального, общественного логично вытекает из
антрополого-гуманистического характера педагогического процесса.
#Если воспитание и обучение с точки зрения своей внутренней, сущностной стороны не являются простой трансляцией знаний, практического опыта, форм поведения и деятельности, а предполагает формирование личности как полноценного, целостного человеческого существа, то цель педагогической деятельности не может сводиться к частным, узким задачам сословно-классового или национального воспитания, к задачам нравственного, интеллектуального или эстетического развития.
Педагогический процесс приобретает характер педагогически
це44
[стр. 43]

-43туры, усваивать нравственные ценности друг друга, вносить общий вклад в развитие науки.
Также возможно и необходимо усвоение педагогического опыта одних народов другими.
В качестве примера такого взаимообмена Каптерев приводит широкое распространение в России опыта общественного дошкольного воспитания, опирающегося на идеи немецкого педагога Фребеля.
Существуют примеры и другого рода, о чем свидетельствуют многочисленные неудачи отечественной педагогики.
Так, подражание французской системе воспитания, а затем немецкой и английской не принесло на русской почве сколько-нибудь положительных результатов.
Не получили в России "прав гражданства" возникшие в Италии "дома ребенка".
Причину этих и других неудач Каптерев,I как и Ушинский, видел в заимствовании педагогического опыта без его критического переосмысления на основе традиций и ценностей национальной культуры С См.
45).
Общечеловеческое воспитание должно отвечать общественным потребностям, социальным задачам и народным особенностям, что относится как к общественному, так, в особенности, и первоначальному воспитанию детей.
При условии воспитания на родном языке, использовании народных игр и фольклора "детский сад, сохраняя всюду одни и те же начала и основы, будучи общечеловеческим, в то же самое время будет отвечать и народным свойствам, детским характерам, условиям жизни и таким образом сделается национальным, то есть жизнеспособным" С80,29).
Другой аспект диалектики национального и общечеловеческого усматривается Каптеревым в том, что национальный опыт,накопленный многовековой историей народа и проверенный другими народами, приобретает характер общечеловеческой ценности.
Анализируя с этих позиций "Домострой", он в опыте семейного воспитания различных слоев русского общества стремился найти истины, ставшие вечными и непреходящими С
См.
72).
Педагогическая мудрость

[стр.,44]

-44народов оказывается созвучной научным истинам воспитания, и общечеловеческое в педагогическом процессе совпадает с научным.
Переходя от Формальной характеристики педагогического идеала к его содержательной стороне, Каптерев видит цель воспитания в Формировании человека как общественного существа.

"...прежде всего,-отмечает он,каждый воспитываемый должен быть образуем, как добрый общественник.
Эта черта идеала не есть какое-либо специально-национальное качество, а свойство общечеловеческое, всенародное,...
человек по самой своей природе есть общественник, ...
личное его Я неотделимо от общественного Я,...
он по самой природе есть член общества, могущий жить, только дыша общественным воздухом, действуя совокупно с другими" (112,69).
Формирование личности как существа социального, общественного логично вытекает из
культурно-антропологического характера педагогического процесса.
Если воспитание и обучение с точки зрения своей внутренней, сущностной стороны не являются простой трансляцией знаний, практического опыта, форм поведения и деятельности, а предполагает Формирование личности как полноценного, целостного человеческого существа, то цель педагогической деятельности не может сводиться к частным, узким задачам сословно-классового или национального воспитания, к задачам нравственного,, интеллектуального или эстетического развития.
Педагогический процесс приобретает характер педагогически
целенаправленной социализации и имеет целью Формирование социальных качеств индивида.
В этом смысле воспитательный идеал действительно оказывается педагогически всеобщим и совпадает с целью воспитания и образования.
Идеал должен быть реален и достижим, если не в индивидуально-личностном воспитании, то в воспитании общественно-историческом.
Общая логика самовоспитания человеческого рода, * убежден Каптерев, ведет его от целей первоначально ограничен

[Back]