ленаправленной социализации и имеет целью формирование социальных качеств индивида. В этом смысле воспитательный идеал д ействи гельно оказывается педагогически всеобщим и совпадает с целью воспитания и образования. Идеал должен быть реален и достижим, если не в индивидуальноличностном воспитании, то в воспитании общественноисторическом. Общая логика самовоспитания человеческог о рода, убежден Каптерев, ведет его от целей первоначально ограниченных социальных общностей (семья, племя, род, сословие, класс) к становлению общечеловеческого целого. Национальные воспитательные идеалы лишь промежуточные на этом пути. Их существование исторически оправдано и необходимо, п оскольку человечество переживает период формирования и становления наций, но исторически более перспективным является общечеловеческий идеал. В индивидуальном воспитании человек, считает П. Ф. Каптерев, также должен подниматься от осознания своей личности, семейной, классовой и национальной принадлежности до представителя цивилизованного человечества. Качества личности как общественного существа Каптерева дополняет социально-нравственными характеристиками, такими, как умение жить и строить свое поведение в коллективе, сознание ответственности перед другими людьми, ощущение себя связующим звеном м ежду прошлыми и будущими поколениями, уважение к собственной личности и к личности другого человека, общественная активность и инициатива. Хотя Каптерев и относит все эти черты к народному идеалу человека, в действительности они являются этической проекцией определений индивида гражданского общества, которым придается характер общечеловеческих качеств. Исходя из предпринятого анализа, можно с полным основанием утверждать, что центральной проблемой, решаемой в антропологогуманистической концепции П. Ф. Каптерева, является проблема лично45 |
-44народов оказывается созвучной научным истинам воспитания, и общечеловеческое в педагогическом процессе совпадает с научным. Переходя от Формальной характеристики педагогического идеала к его содержательной стороне, Каптерев видит цель воспитания в Формировании человека как общественного существа. ’ "...прежде всего,-отмечает он,каждый воспитываемый должен быть образуем, как добрый общественник. Эта черта идеала не есть какое-либо специально-национальное качество, а свойство общечеловеческое, всенародное,... человек по самой своей природе есть общественник, ... личное его Я неотделимо от общественного Я,... он по самой природе есть член общества, могущий жить, только дыша общественным воздухом, действуя совокупно с другими" (112,69). Формирование личности как существа социального, общественного логично вытекает из культурно-антропологического характера педагогического процесса. Если воспитание и обучение с точки зрения своей внутренней, сущностной стороны не являются простой трансляцией знаний, практического опыта, форм поведения и деятельности, а предполагает Формирование личности как полноценного, целостного человеческого существа, то цель педагогической деятельности не может сводиться к частным, узким задачам сословно-классового или национального воспитания, к задачам нравственного,, интеллектуального или эстетического развития. Педагогический процесс приобретает характер педагогически целенаправленной социализации и имеет целью Формирование социальных качеств индивида. В этом смысле воспитательный идеал действительно оказывается педагогически всеобщим и совпадает с целью воспитания и образования. Идеал должен быть реален и достижим, если не в индивидуально-личностном воспитании, то в воспитании общественно-историческом. Общая логика самовоспитания человеческого рода, * убежден Каптерев, ведет его от целей первоначально ограничен -45ных социальных общностей (семья, племя, род, сословие, класс) к становлению общечеловеческого целого. Национальные воспитательные идеалы лишь промежуточные ступени на этом пути. Их существование исторически оправдано и необходимо, поскольку человечество переживает период Формирования и становления наций, но исторически более перспективным является общечеловеческий идеал. В индивидуальном воспитании человек, считает П. Ф: Каптерев, также должен подниматься от осознания своей личности, семейной, классовой и национальной принадлежности до представителя цивилизованного человечества. Качества личности как общественного существа Каптерев дополняет социально-нравственными характеристиками, такими, как умение жить и строить свое поведение в коллективе, сознание ответственности перед другими людьми, ощущение себя связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями, уважение к собственной личности и к личности другого человека, общественная активность и инициатива. Хотя Каптерев и относит все эти черты к народному идеалу человека, в действительности они являются этической проекцией определений индивида гражданского общества, которым придается характер общечеловеческих качеств. Исходя из предпринятого анализа, можно с полным основанием утверждать, что центральной проблемой, решаемой в культурноантропологической концепции П. Ф. Каптерева, является проблема личности и детерминант ее Формирования. Рассматривая педагогический процесс в широком социальном и историческом контексте, он, тем не менее, не редуцирует воспитание и обучение к общественным потребностям и интересам, к педагогическим методикам и технологиям, то есть к Факторам, внешним по отношению к процессу Формирования личности. Отечественный ученый, разделяя взгляд передовой, демократической интеллигенции на воспитание как общественную по своей значимости и смыслу задачу, все же |