личности. Свобода каждого существа состоит в том, что оно действует само по себе, сообразно своей природе, и не вынуждается к деятельности чем-либо посторонним. Свобода педагогического процесса состоит в такой же самобытности и независимости» (112, 82). В понимании П. Ф. Каптеревым педагогической свободы подчеркнуто ее отрицательное значение свобода как независимость воспитания от внешних факторов и обстоятельств. Если мы учтем, что эти строки написаны в 1904 году, накануне революционных событий и в обстановке острого кризиса в отн ошениях между обществом и царским правительством, станут ясными причины усиления радикализма автора «Педагогического процесса». Однако, и ранее, в «Дидактических очерках», изданных в 1885 г. отдельной книгой, идея независимости школы и воспитания от государства, церкви и сословий высказывалась с полной определенностью. Следовательно, убеждение в том, что общественное воспитание и просвещение должны стоять вне политики и идеологии, а государство, церковь, политические партии не имеют права вмешиваться в образование и превращать школу в средство для достижения своих целей, обусловлено сложившимися к тому времени общественно-педагогическими взглядами Каптерева, а не обстоятельствами политической жизни. , Одновременно, Каптерев не мог не учитывать, что, находясь в реальном обществе, школа не может существовать полностью изолированной от политических, экономических, социальных факторов. Во-первых, школа не единственный институт педагогической социализации; на ребенка значительное влияние оказывает семья, сверстники, улица, а по мере взросления значимыми для него становятся факторы политической, экономической, духовной жизни общества. Таким образом, воспитание не может замкнуться в стенах школы. Во-вторых, поскольку личности предстоит жить в том обществе, которое есть, школа не может быть безразличной к судьбе своих воспитанников. «Подготовка к жизни» является |
-52ническое саморазвитие и усовершенствование личности. Свобода каждого существа состоит в том, что оно действует само по себе, сообразно своей природе, и не вынуждается к деятельности чем-либо посторонним. Свобода педагогического процесса состоит в такой же самобытности и независимости^ 112, 82). В понимании педагогической свободы подчеркнуто ее отрицательное значение свобода как независимость воспитания от внешних факторов и обстоятельств. Если мы учтем, что эти строки писались в 1904 году, накануне революционных событий и в обстановке острого кризиса в отношениях между обществом и царским правительством, станут ясными причины усиления радикализма автора "Педагогического процесса". Однако, и ранее, в "Дидактических очерках", изданных в 1885 г. отдельной книгой, идея независимости школы и воспитания от государства, церкви и сословий высказывалась с полной определенностью. Следовательно, убеждение в том, что общественное воспитание и просвещение должны стоять вне политики и идеологии, а государство, церковь, политические партии не имеют права вмешиваться в образование и превращать школу в средство для своих целей, обусловлено сложившимися общественно-педагогическими взглядами Каптерева, а не обстоятельствами политической жизни. Одновременно, Каптерев не мог не учитывать, что, существуя в реальном обществе, школа не может существовать полностью изолированной от политических, экономических, социальных факторов. Во-первых, школа не единственный институт педагогической социализации; на ребенка значительное влияние оказывает семья, сверстники, улица, а по мере взросления значимыми для него становятся Факторы политической, экономической, духовной жизни общества. Таким образом, воспитание не может замкнуться стенами школы. Во-вторых, поскольку личности предстоит жить в том обществе, которое есть, школа не может быть безразличной к судьбе |