всегда формируется как представитель конкретной общности, не только класса или сословия, но и народности, нации, народа, а также лингвистической, религиозной или этнокультурной общности. Это обстоятельство получило отражение в концепции Каптерева о факторах народной жизни, к которым он относил народный язык, религию и быт. Явно с позиций культурно-исторической школы в языкознании, а также идей, высказанных Ушинским о значении родного слова, Каптерев представлял народный язык как «сокровищницу, в которую народ в течение веков складывал свое духовное богатство, свои духовные приобретения, и которую он предоставляет для пользования новым поколениям. Словом, заключает педагог, каков народ, таков и язык» (112, 106-107). Язык формируется в тесной связи с хозяйственной, трудовой деятельностью людей, с их занятиями, обычаями, традициями, укладом быта, формами проведения досуга; он отражает природно -климатические особенности страны и обстоятельства исторической жизни народа. В языке вопл ощены накопленные поколениями опыт и знания, общепринятые представления о нравственных и эстетических ценностях, выражены мечты, надежды, верования людей. Структура и стилистика языка могут служить показателями характера и способа коллективного мышления. Национальная-психология и народный характер также обнаруживают себя наиболее полно в языке. «Понятно теперь, пишет Каптерев, что усвоение наро дного языка есть усвоение народной души, духовное приобщение себя к тому великому целому, которое называется известным народом и говорит на известном языке; усвоить народный язык, значит усвоить и известную культуру, приобретенные народом знания, а вместе и народный способ мышления, намеченные в языке руководящие точки зрения на весь Божий мир» (112,108). 57 |
-57го класса, церковно-приходских и земских школ для народа. Кроме того, особенности сословной и классовой принадлежности воспроизводятся семьей, которая вырабатывает у детей идентификацию с соответствующей социальной средой. Поэтому в социально стратифицированом обществе личность всегда Формируется как представитель конкретной общности, не только класса или сословия, но и народности, нации, народа, а также лингвистической, религиозной или этнокультурной общности. Это обстоятельство получило отражение в концепции Каптерева в виде Факторов народной жизни, к которым он относил народный язык, религию и быт. Явно с позиций культурно-исторической школы в языкознании Каптерев представлял народный язык как "сокровищницу, в которую народ в течение веков складывал свое духовное богатство, свои духовные приобретения, и которую он предоставляет для пользования новым поколениям. Словом,-заключает педагог,каков народ, таков и язык" (112,106-107). Язык Формируется в тесной связи с хозяйственной деятельностью людей, с их занятиями, обычаями, традициями, укладом быта, Формами проведения досуга; он отражает природно-климатические особенности страны и обстоятельства исторической жизни народа. В языке воплощены накопленные поколениями опыт и знания, общепринятые представления о нравственных и эстетических ценностях, выражены мечты, надежды, верования людей. Структура и стилистика языка могут служить показателями характера и способа коллективного мышления. Национальная психология и народный характер также обнаруживают себя наиболее полно в языке. "Понятно теперь,пишет Каптерев,что усвоение народного языка есть усвоение народной души, духовное приобщение себя к тому великому целому, которое называется известным народом и говорит на известном языке; усвоить народный язык значит усвоить и известную культуру, приоб -58ретенные народом знания, а вместе и народный способ мышления, намеченные в языке руководящие точки зрения на весь Божиймир" (112,108). Овладение детьми родным языком, вводящее их в богатейший универсуум духовной культуры, является ничем не компенсируемым способом педагогической социализации. Во многом благодаря языку в процессе речевой деятельности формируются духовно-психологические и интеллектуально-нравственные способности ребенка. Можно уверенно сказать, что Каптерев был совершенно прав, отводя языку одно из центральных мест в воспитательном процессе. Вторая составляющая народной жизни религия. В ней находят выражение представления народа об идеальном и совершенном мире, о нравственно и эстетически должном. Заявляя, что "каков народ, таков и его Бог, такова и его религия", Каптерев ясно проводит исторический взгляд на природу религиозной веры. Источник религиозных представлений у всех народов общий отражение идеальных устремлений народной души, но это отражение у разных народов различно в зависимости от их отношения к нравственности, разуму и от общего тона мировосприятия. В любом случае религиозность непременная и естественная часть народной жизни и национальной культуры. Следовательно, именно религиозное, а не церковное воспитание детей отвечает внутренним целям и задачам педагогического процесса. Но даже народная религия в качестве средства педагогической социализации не идеализируется ученым. "Совсем не безразлично для Формирования детской психики,предупреждал он,что таит в себе народная религия: свободу для ума, радость и любовь для сердца, глубокие внутренние возбуждения и высоко идеальные призывы, или стеснение, суровость, требования строгого духовного повиновения, соединенные с пышными церковными церемониями" (112,110). В этих словах заметны не только забота о сохранении здоровья детской психики, |