Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 59]

Третий элемент народной жизни быт, понимаемый Каптеревым не только как уклад повседневно-практической жизни, но заключающий в себе семейно-брачные отношения, государственный строй, общественный порядок, традиционные способы включения индивида в социум традиции, обычаи, обряды.
По сравнению с языком и религиозностью, это наиболее жесткие и деспотичные формы социализации, основывающиеся на приоритете коллективного над личностным и не знающие принципа и ндивидуальных прав и свобод человека.
Массив исторически унаследова нных способов и порядков жизни «бессознательно, ненамеренно, но совершенно неизбежно и со страшной силой давит на формировку подрастающих поколений в известном направлении, т.е.
в духе народности, народного типа» (112, 111).
В этих условиях вырастают, как правило, люди либо слабые и лицемерные, либо сильные и жестокие, но одинаково несвободные.
Поэтому Каптерев считал, что начала народности в воспитании должны постепенно уступать место общественности, основывающе
йся на свободном объединении людей как членов гражданского общества.
Если государство, церковь, сословия и народ как факторы воспитания лишь отчасти соответствуют природе и целям педагогического процесса, то общество, семья и школа всецело им органичны.
Общество Каптерев понимал в качестве цивилизованного, правового состояния, обеспечивающего всем его членам равные естественные и гражданские права, в том числе и право на образование.
Считая образование и просвещение делом общественным, он имел в виду не только их общественную, социальную значимость, но главным образом то, что о бщество организует их, являясь свободной ассоциацией индивидов в собственных целях и интересах.
В гражданском обществе, как следовало из социально-политических
теорий XVIII-XIX веков, устанавливается соответствие между индивидуальной и общественной природой человека.
Естественное выступает основой общечеловеческого (все люди обладают
59
[стр. 59]

-59но предпочтение христианства языческим религиям, религиозного свободомыслия православной церковности.
Третий элемент народной жизни быт, понимаемый Каптеревым не только как уклад повседневно-практической жизни, но заключающий в себе семейно-брачные отношения, государственный строй, общественный порядок, традиционные способы включения индивида в социум традиции, обычаи, обряды.
По сравнению с языком и религиозностью, это наиболее жесткие и деспотичные Формы социализации, основывающиеся на приоритете коллективного над личностным и не знающие принципа индивидуальных прав и свобод человека.
Массив исторически унаследованных способов и порядков жизни "бессознательно, ненамеренно, но совершенно неизбежно и со страшной силой давит на Формировку подрастающих поколений в известном направлении, т.
е.
в духе народности, народного типа" (112,111).
В этих условиях вырастают, как правило, люди либо слабые и лицемерные, либо сильные и жестокие, но одинаково несвободные.
Поэтому Каптерев считал, что начала народности в воспитании должны постепенно уступать место общественности, основывающеся
на свободном объединении людей как членов гражданского общества.
Если государство, церковь, сословия и народ как Факторы воспитания лишь отчасти соответствуют природе и целям педагогического процесса, то общество, семья и школа всецело им органичны.
Общество Каптерев понимал в качестве цивилизованного, правового состояния, обеспечивающего всем его членам равные естественные и гражданские права, в том числе и право на образование.
Считая образование и просвещение делом общественным, он имел в виду не только их общественную, социальную значимость, но главным образом то, что общество организует их, являясь свободной ассоциацией индивидов в собственных целях и интересах.
В гражданском обществе, как следовало из социально-политических


[стр.,60]

-60теорий XVIII—XIX вв, устанавливается соответствие между индивидуальной и общественной природой человека.
Естественное выступает основой общечеловеческого (все люди обладают
общностью природы), а общественное является наиболее адекватной Формой реализации естественных прав и свобод каждого индивида.
Поэтому цели гражданского общества совпадают с общечеловеческим содержанием воспитательного идеала, а естественная природа педагогического процесса приобретает органичную ей общественную ФОРМУ.
Гражданскому обществу должно соответствовать правовое социальное государство, являющееся органом,созданным самими гражданами и осуществляющим их права.
В правовом государстве закон не олицетворяет волю отдельной личности, класса или политической силы, а выражает интересы и потребности всех граждан, как равноправных участников общественного договора.
Поэтому правовое государство в идеале оказывается продолжением гражданского общества и, следовательно, также отвечает сущности и целям педагогического процесса.
В области образования государство обязано гарантировать естественное право каждой человеческой личности на "саморазвитие" и "усовершенствование".
В реальном обществе отношения между людьми далеки от отношений гражданского общества, а государство скорее ставит себя выше закона, чем ему подчиняется.
Русским буржуазным демократам это было особенно заметно при сопоставлении самодержавного политического устройства России с передовыми странами Европы.
Отсюда каптеревское противопоставление общества и государства как институтов педагогической социализации.
Начала общественности в области образования Каптерев связывал с работой земств и городских общин, с организацией родительских комитетов школ, с объединением педагогического сообщества и, наконец, с пробуждением широкого общественного внима

[Back]