Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 60]

общностью природы), а общественное является наиболее адекватной формой реализации естественных прав и свобод каждого индивида.
Поэтому цели
гражданскою общества совпадают с общечеловеческим с одержанием воспитательного идеала, а естественная природа педагогического процесса приобретает органичную ей общественную форму.
Гражданскому обществу должно соответствовать правовое соц иальное государство, являющееся органом, созданным самими гражданами и осуществляющим их
нрава.
В правовом государстве закон не олицетв оряет волю отдельной личности, класса или политической силы, а выраж ает интересы и потребности всех граждан, как равноправных участников общественного договора.
Поэтому правовое государство в идеале оказывается продолжением гражданского общества и, следовательно, также отвечает сущности и целям педагогического процесса.
В области образования государство обязано гарантировать естественное право каждой чел овеческой личности на «саморазвитие» и «усовершенствование».
В реальном обществе отношения между людьми далеки от отнош ений
1ражданского общества, а государство скорее ставит себя выше зак она, чем ему подчиняется.
Русским буржуазным демократам это было особенно заметно при сопоставлении самодержавного полити ческого устройства России с передовыми странами Европы.
Отсюда каптеревское
противопостановление общества и государства как институтов педагогической социализации.
Начала общественности в области образования
Каптсрев связывал с работой земств и городских общин, с организацией родительских комитетов школ, с объединением педагогического сообщества и, наконец, с пр обуждением широкого общественного внимания и интереса к вопросам о бразования.
Именно общество является носителем действительных целей педагогического процесса.
«Общество, пишет педагог, стремится к образованию и развитию детей, образованию общему, а не специальному.

60
[стр. 60]

-60теорий XVIII—XIX вв, устанавливается соответствие между индивидуальной и общественной природой человека.
Естественное выступает основой общечеловеческого (все люди обладают общностью природы), а общественное является наиболее адекватной Формой реализации естественных прав и свобод каждого индивида.
Поэтому цели
гражданского общества совпадают с общечеловеческим содержанием воспитательного идеала, а естественная природа педагогического процесса приобретает органичную ей общественную ФОРМУ.
Гражданскому обществу должно соответствовать правовое социальное государство, являющееся органом,созданным самими гражданами и осуществляющим их
права.
В правовом государстве закон не олицетворяет волю отдельной личности, класса или политической силы, а выражает интересы и потребности всех граждан, как равноправных участников общественного договора.
Поэтому правовое государство в идеале оказывается продолжением гражданского общества и, следовательно, также отвечает сущности и целям педагогического процесса.
В области образования государство обязано гарантировать естественное право каждой человеческой личности на "саморазвитие" и "усовершенствование".
В реальном обществе отношения между людьми далеки от отношений
гражданского общества, а государство скорее ставит себя выше закона, чем ему подчиняется.
Русским буржуазным демократам это было особенно заметно при сопоставлении самодержавного политического устройства России с передовыми странами Европы.
Отсюда каптеревское
противопоставление общества и государства как институтов педагогической социализации.
Начала общественности в области образования
Каптерев связывал с работой земств и городских общин, с организацией родительских комитетов школ, с объединением педагогического сообщества и, наконец, с пробуждением широкого общественного внима

[стр.,61]

-61ния и интереса к вопросам образования.
Именно общество является носителем действительных целей педагогического процесса.
"Общество,пишет педагог,-стремится к образованию и развитию детей, образованию общему,а не специальному,
оно требует от руководителей школ выполнения, прежде всего, не государственных предписаний, а удовлетворения потребностей детской природы.
Не законы государственные и школьные, а законы природы, законы физиологические и психологические вот что важно для общества, прежде всего в строе и организации школы; законы божеские, а не человеческие.
Благо детей на первом плане.
Поэтому общество есть защитник общего, гуманного образования детей, а не специального, поэтому настоящая научная педагогия требование общества" (124,183).
Если под управлением государства школа бюрократизируется и становится, по выражению В.
В.
Розанова, "интенсивно работающей Фабрикой под наблюдением государственных инспекторов и с государственными рабочими, некоторым интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу, как некогда Парацельс производил своего маленького гомункула" (223,180), то общество, заинтересованное в совершенствовании воспитания, стимулирует творческую педагогику.
Между обществом и школой должны установиться отношения открытости и сотрудничества.
Общественность обязана рассматривать воспитание своим важнейшим делом и оказывать школе материальную и моральную поддержку, а школа должна быть доступна для общественности, которая вправе осуществлять над образованием свой контроль.
"Это не контроль власти , а контроль нравственный, контроль указаний и советов, побуждающий школы работать над своим усовершенствованием не полицейским принуждением, а давлением нравственной силы.
Общественный контроль не источник какого-либо угнетения школ, а есть общественная помощь общественному учреждению школе" (124,180-181).

[Back]