общностью природы), а общественное является наиболее адекватной формой реализации естественных прав и свобод каждого индивида. Поэтому цели гражданскою общества совпадают с общечеловеческим с одержанием воспитательного идеала, а естественная природа педагогического процесса приобретает органичную ей общественную форму. Гражданскому обществу должно соответствовать правовое соц иальное государство, являющееся органом, созданным самими гражданами и осуществляющим их нрава. В правовом государстве закон не олицетв оряет волю отдельной личности, класса или политической силы, а выраж ает интересы и потребности всех граждан, как равноправных участников общественного договора. Поэтому правовое государство в идеале оказывается продолжением гражданского общества и, следовательно, также отвечает сущности и целям педагогического процесса. В области образования государство обязано гарантировать естественное право каждой чел овеческой личности на «саморазвитие» и «усовершенствование». В реальном обществе отношения между людьми далеки от отнош ений 1ражданского общества, а государство скорее ставит себя выше зак она, чем ему подчиняется. Русским буржуазным демократам это было особенно заметно при сопоставлении самодержавного полити ческого устройства России с передовыми странами Европы. Отсюда каптеревское противопостановление общества и государства как институтов педагогической социализации. Начала общественности в области образования Каптсрев связывал с работой земств и городских общин, с организацией родительских комитетов школ, с объединением педагогического сообщества и, наконец, с пр обуждением широкого общественного внимания и интереса к вопросам о бразования. Именно общество является носителем действительных целей педагогического процесса. «Общество, пишет педагог, стремится к образованию и развитию детей, образованию общему, а не специальному. 60 |
-60теорий XVIII—XIX вв, устанавливается соответствие между индивидуальной и общественной природой человека. Естественное выступает основой общечеловеческого (все люди обладают общностью природы), а общественное является наиболее адекватной Формой реализации естественных прав и свобод каждого индивида. Поэтому цели гражданского общества совпадают с общечеловеческим содержанием воспитательного идеала, а естественная природа педагогического процесса приобретает органичную ей общественную ФОРМУ. Гражданскому обществу должно соответствовать правовое социальное государство, являющееся органом,созданным самими гражданами и осуществляющим их права. В правовом государстве закон не олицетворяет волю отдельной личности, класса или политической силы, а выражает интересы и потребности всех граждан, как равноправных участников общественного договора. Поэтому правовое государство в идеале оказывается продолжением гражданского общества и, следовательно, также отвечает сущности и целям педагогического процесса. В области образования государство обязано гарантировать естественное право каждой человеческой личности на "саморазвитие" и "усовершенствование". В реальном обществе отношения между людьми далеки от отношений гражданского общества, а государство скорее ставит себя выше закона, чем ему подчиняется. Русским буржуазным демократам это было особенно заметно при сопоставлении самодержавного политического устройства России с передовыми странами Европы. Отсюда каптеревское противопоставление общества и государства как институтов педагогической социализации. Начала общественности в области образования Каптерев связывал с работой земств и городских общин, с организацией родительских комитетов школ, с объединением педагогического сообщества и, наконец, с пробуждением широкого общественного внима -61ния и интереса к вопросам образования. Именно общество является носителем действительных целей педагогического процесса. "Общество,пишет педагог,-стремится к образованию и развитию детей, образованию общему,а не специальному, оно требует от руководителей школ выполнения, прежде всего, не государственных предписаний, а удовлетворения потребностей детской природы. Не законы государственные и школьные, а законы природы, законы физиологические и психологические вот что важно для общества, прежде всего в строе и организации школы; законы божеские, а не человеческие. Благо детей на первом плане. Поэтому общество есть защитник общего, гуманного образования детей, а не специального, поэтому настоящая научная педагогия требование общества" (124,183). Если под управлением государства школа бюрократизируется и становится, по выражению В. В. Розанова, "интенсивно работающей Фабрикой под наблюдением государственных инспекторов и с государственными рабочими, некоторым интенсивным производством душ человеческих почти по тому способу, как некогда Парацельс производил своего маленького гомункула" (223,180), то общество, заинтересованное в совершенствовании воспитания, стимулирует творческую педагогику. Между обществом и школой должны установиться отношения открытости и сотрудничества. Общественность обязана рассматривать воспитание своим важнейшим делом и оказывать школе материальную и моральную поддержку, а школа должна быть доступна для общественности, которая вправе осуществлять над образованием свой контроль. "Это не контроль власти , а контроль нравственный, контроль указаний и советов, побуждающий школы работать над своим усовершенствованием не полицейским принуждением, а давлением нравственной силы. Общественный контроль не источник какого-либо угнетения школ, а есть общественная помощь общественному учреждению школе" (124,180-181). |