177). Кроме начального формирования у ребенка необходимых для об учения в школе физических, интеллектуальных, нравственно-волевых и социальных качеств, семья должна создать детям условия для занятий дома, поддерживать авторитет школы и педагогов, создавать благоприятную для учения атмосферу. В свою очередь, школа не должна быть закрытой для родителей. Напротив, Каптерев предусматривает широкую программу демократизации школьной жизни, отводя в ней важное место родительским комитетам, которым предоставляются широкие возможности влияния на администрацию, педагогический и ученический коллективы, уче бный процесс (подробнее об этом см. 123, гл. Ш11). Наряду с обществом, государством, церковью, школой и семьей как внешними факторами педагогической социализации, Каптерев выделяет воспитательное значение окружающей природы. Здесь его взгляды наиб олее традиционны и, находясь под влиянием популярной в то время ге ографической школы в социологии, он разделял убеждение в зависимости психологического и духовного склада конкретных народов от особенн остсй естественной среды. Физико-географическими факторами, такими, как климатические условия, рельеф местности, температурный режим, плодородие почвы, разнообразие растительного и животного мира и другие, ученые стремились объяснить антропологические характеристики человеческих рас, специфические черты из анатомо-физиологической организации. При этом сторонниками географического детерминизма устанавливалась прямолинейная связь между природным окружением и психологическим складом народа, его хозяйственной деятельностью, бытом, духовной культурой и стилем мышления. Каптерев в полной мере отдал дань географическому детерминизму. «Природа, писал он, определяет схему жизни человека, характер его занятий, промыслов, душевных склонностей и народной истории. Влия63 |
-63Физически, подвижных, веселых, любящих играть; умеющих правильно и связно говорить, рассказать несложное происшествие, описать простой предмет; могущих сосредоточивать внимание на одном предмете некоторое время, имеющих навык к опрятности, к порядку, к обращению с товарищами, могущих до некоторой степени управлять собою" (124,177). Кроме начального Формирования у ребенка необходимых для обучения в школе физических, интеллектуальных, нравственно-волевых и социальных качеств, семья должна создать детям условия для занятий дома, поддерживать авторитет школы и педагогов, создавать благоприятную для учебы атмосферу. В свою очередь, школа не должна быть закрытой для родителей. Напротив, Каптерев предусматривает широкую программу демократизации школьной жизни, отводя в ней важное место • родительским комитетам, которым предоставляются широкие возможности влияния на администрацию, педагогический и ученический коллективы, учебный процесс (Подробнее об этом см. 123, гл.VIII). Наряду с обществом, государством, церковью, школой и семьей как внешними факторами педагогической социализации, Каптерев выделяет воспитательное значение окружающей природы. Здесь его взгляды наиболее традииионны и, находясь под влиянием популярной в то время географической школы в социологии, он разделял убеждение в зависимости психологического и духовного склада конкретных народов от особенностей естественной среды. Физико-геограФическими Факторами, такими, как климатические условия, рельеф местности, температурный режим, плодородие почвы, разнообразие растительного и животного мира и другие, ученые стремились объяснить антропологические характеристики человеческих рас, специфические черты их анатомо-физиологической организации. При этом сторонниками географического детерминизма устанавливалась прямолинейная связь между природным окружением и психологическим складом народа, его хозяйственной дея тельностью, бытом, духовной культурой и стилем мышления. Каптерев в полной мере отдал дань географическому детерминизму. "Природа,писал он,определяет схему жизни человека, характер его занятий, промыслов, душевных склонностей и народной истории. Влияния эти...одинаково значительны и в жизни взрослых, и в жизни детей. Последние настолько же им подлежат, как и первые" (112,103). Ссылаясь на известного историка В. 0. Ключевского, он попытался реализовать эту установку, объясняя особенности русского национального характера такими слагаемыми русской природы, как лес, степь и река. Отсюда же вытекают и этнические особенсти воспитания детей у русского народа. Причем, народная педагогика мыслится ученым по аналогии с "педагогикой природы": народ воспитывает детей так же, как природа воспитывает его. Естественно, что для этого необходимо антропоморФизировать природу, то есть представить ее в виде некоего надиндивидуального субъекта воспитания, наставляющего, учащего, поощряющего и наказывающего человека. Наделение природы качествами субъекта, свойственное педагогическому натурализму в целом, заставило Каптерева сформулировать следующие вопросы: "... факты свидетельствуют о глубине влияния природы на всего человека, о том, какой могучею воспитательницей является природа по отношению к детям, и взрослым людям, и к целым человеческим обществам. Чему учит природа собственно по части воспитания детей? В чем состоит естественное, натуральное воспитание детей?" (112,103). По-видимому, продолжая скрытую полемику с руссоистской идеализацией естественного, доцивилизованного состояния, Каптерев создает картину исторически первоначального воспитания, характеризующегося жестокостью и безграничной властью родителей в отношении к детям, отсутствием в обществе представления о ка-' ких-либо правах и интересах ребенка. Социализация детей пред-64 |