в силу присущей ему самодеятельности, чуждое всяких намеренных и искусственных влияний вот что составляет главнейшую существеннейшую черту естественного первоначального воспитания» (112, 104). В этих условиях воспитание ограничивается преимущественно физическим развитием организма и мало чем отличается от воспитания животных. Общественную, культурную сторону педагогического процесса представляет воспитательный идеал, развитие которое у нецивилизированных народов находится на примитивном уровне, обусловливая формирование у детей физических, а нс духовных качеств. Обсуждая вопрос о воспитательном влиянии природы, отечественный исследователь коснулся весьма перспективной проблемы этнокультурных особенностей первоначальной социализации детей. Однако мет одологические положения его времени не позволили правильно ее сформ улировать и поставить. Несмотря на отдельные верные замечания о том, что нельзя характер культуры объяснять исключительно воздействием внешней природы на человека, Каптерев в целом оставался на позициях географического детерминизма. Кроме внешних факторов воспитания, Каптерев выделял целую систему внутренних факторов, к которым он относил наследственность, половую принадлежность, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Вопрос о наследственности в онтогенетическом развитии ребенка и ее роль в воспитании для русского педагога не был простым, если учесть современный ему уровень научных знаний в этой области. Каптерев оп ирался преимущественно на работы Вейсмана, положившего начало ген етика, а также эволюционную теорию Дарвина, в которой идея передачи биологических признаков от родителей детям уже присутствовала. В то же время не была достаточно ясна ошибочность теории Ламарка, и взгляд 65 |
-65ставляет собой стихийный процесс включения их в жизнь взрослых, овладения выработанными способами трудовой деятельности и традиционными видами занятий. Обучение осуществляется путем примера и подражания. Его задачей является приспособление к окружающей среде. "Естественное свободное развитие организма в силу присущей ему самодеятельности, чуждое всяких намеренных и искусственных влияний вот что составляет главнейшую существеннейшую черту естественного первоначального воспитания" (112, 104). В этих условиях воспитание ограничивается преимущественно Физическим развитием организма и мало чем отличается от воспитания животных. Общественную, культурную сторону педагогического процесса представляет воспитательный идеал, развитие которого у нецивилизованных народов находится на примитивном уровне, обуславливая Формирование у детей Физических, а не духовных качеств. Обсуждая вопрос о воспитательном влиянии природы, отечественный исследователь коснулся весьма перспективной проблемы этнокультурных особенностей первоначальной социализации детей. Однако методологические представления его времени не позволили правильно ее сформулировать и поставить. Несмотря на отдельные верные замечания о том, что нельзя характер культуры объяснять исключительно воздействием внешней природы на человека, Каптерев в целом оставался на позициях географического детерминизма. Кроме внешних Факторов воспитания, Каптерев выделял целую систему внутренних факторов, к которым он относил наследственность, половую принадлежность, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Вопрос о наследственности в онтогенетическом развитии ребен.ка и ее роль в воспитании для русского педагога не был простым, если учесть современный ему уровень научных знаний в этой области. Каптерев опирался преимущественно на работы Вейсмана, -66положившего начало генетике, а также эволюционную теорию Дарвина, в которой идея передачи биологических признаков от родителей детям уже присутствовала. В то же время не была достаточно ясна ошибочность теории Ламарка и взгляд на наследование благоприобретенных в индивидуальной жизни качеств оставался дискуссионным. Одну из крайних позиций отстаивал видный русский психиатр, психолог и врач И.А.Сикорский. Разделяя взгляды Ламарка, он полагал, что "детям передаются от родителей и предков не одни черты телесной организации,цвет кожи, внешниеформы, красота,но равным образом передаются и нравственные свойства хорошие и дурные особенности характера и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований" (229,5-6). Более умеренные взгляды представлял, в частности, П.Я. Розенбах. Если условия жизнедеятельности и воспитание, считал он, способствуют проявлению заложенных природой способностей, то наследственная передача таланта у нескольких членов одной семьи и, тем более у нескольких поколений подряд, "не может подлежать сомнению" (224,11). Относительно наследования нравственных качеств он отмечал: "здесь всегда дана возможность иного объяснения, помимо наследственности" (224,11). Решающим Фактором нравственного воспитания являются условия жизни и самовоспитание личности. Наиболее отвечающей представлениям современной генетики оказалась точка зрения Ф. Гальтона, который в своей книге "Наследственность таланта" (1875 г.), доказывая врожденный характер музыкального слуха, задатков к живописи и поэтическому творчеству, распространял наследственность только на Физические, физиологические и психические свойства человека. Наконец, примером генетического детерминизма в литературе прошлого века можно считать работы Джемса и Бэна, проводивших |