Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 66]

на наследование благоприобретенных в индивидуальной жизни качеств оставался дискуссионным.
Одну из крайних позиций отстаивал видный русский психиатр, психолог и врач И.
А.
Сикорский.
Разделяя взгляды Ламарка, он полагал, что «детям передаются от родителей и предков не одни черты телесной организации, цвет кожи, внешние формы, красота, * но равным образом передаются и нравственные свойства хорошие и дурные особенности характера и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований» (229, 5-6).
Более умеренные взгляды представлял, в частности, П.
Я .
Розенбах.
Если условия жизнедеятельности и воспитание, считал он, способствуют проявлению заложенных природой способностей, то наследственная передача таланта у нескольких членов одной семьи и, тем более у нескольких поколений подряд, «не может подлежать сомнению» (224, 11).
Относительно наследования нравственных качеств он отмечал: «здесь всегда дана возможность иного объяснения, помимо наследственности» (224, 11).
Решающим фактором нравственного воспитания являются условия жизни и самовоспитание личности.
Наиболее отвечающей представлениям современной генетики оказалась точка зрения Ф.
Гальтона, который в своей книге «Наследственность таланта» (1875 г.), доказывая врожденный характер музыкального слуха, задатков к живописи и поэтическому творчеству, распространял наследственность только на физические, физиологические и психические свойства человека.
Наконец, примером генетического детерминизма в литературе пр ошлого века можно считать работы
Джемсы и Бэна, проводивших мысль о неизменности природных наследственных признаков, откуда следовал вывод о невозможности средствами воспитания положительно воздейст66 вовать на индивида.
[стр. 66]

-66положившего начало генетике, а также эволюционную теорию Дарвина, в которой идея передачи биологических признаков от родителей детям уже присутствовала.
В то же время не была достаточно ясна ошибочность теории Ламарка и взгляд на наследование благоприобретенных в индивидуальной жизни качеств оставался дискуссионным.
Одну из крайних позиций отстаивал видный русский психиатр, психолог и врач И.А.Сикорский.
Разделяя взгляды Ламарка, он полагал, что "детям передаются от родителей и предков не одни черты телесной организации,цвет кожи, внешниеформы, красота,но равным образом передаются и нравственные свойства хорошие и дурные особенности характера и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований" (229,5-6).
Более умеренные взгляды представлял, в частности, П.Я.
Розенбах.
Если условия жизнедеятельности и воспитание, считал он, способствуют проявлению заложенных природой способностей, то наследственная передача таланта у нескольких членов одной семьи и, тем более у нескольких поколений подряд, "не может подлежать сомнению" (224,11).
Относительно наследования нравственных качеств он отмечал: "здесь всегда дана возможность иного объяснения, помимо наследственности" (224,11).
Решающим Фактором нравственного воспитания являются условия жизни и самовоспитание личности.
Наиболее отвечающей представлениям современной генетики оказалась точка зрения Ф.
Гальтона, который в своей книге "Наследственность таланта" (1875 г.), доказывая врожденный характер музыкального слуха, задатков к живописи и поэтическому творчеству, распространял наследственность только на Физические, физиологические и психические свойства человека.
Наконец, примером генетического детерминизма в литературе прошлого века можно считать работы
Джемса и Бэна, проводивших

[стр.,67]

-67мысль о неизменности природных наследственных признаков, откуда следовал вывод о невозможности средствами воспитания положительно воздействовать на индивида.
Эта позиция вызывала решительное несогласие у П.
Ф.
Каптерева.
Исходя не только из своего представления о биологической природе человека, но и из опыта воспитания и профессиональной подготовки умственно отсталых детей, он полагал, что слабые способности крепнут, развиваются, становятся прочнее от соответствующих упражнений, а отрицательные задатки и свойства характера могут подавляться воспитанием и самовоспитанием.
Подчеркивая значение анатомо-Физиологической и психологической наследственности, Каптерев отрицательно относился к идее передачи интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.
• "Наследовать от родителей мы можем, конечно, лишь нервную систему и телесный организм, а духовные способности настолько, насколько они обусловлены строением нервной системы и всего организма.
В нервной же системе ни один Физиолог не в состоянии указать в настоящее время центра живописи, музыки, математики, характера и пр., следовательно, о прямом наследовании такого рода талантов не может быть и речи" С98,40-41).
Не разделяя вульгарных представлений о наследовании приобретенных в опыте индивидуальной жизни способностей, ученый, вслед за Л.
Донкастером Сем.
160), допускал, что неблагоприятные Факторы, воздействуя на организм, с одной стороны, вызывают обнаруживающиеся в Фенотипе изменения, а, с другой, отражаясь в наследственной основе, могут закрепляться в изменениях генотипа.
Так, некоторые болезни поражают половые клетки родителей и уже опосредованно через наследственность передаются детям.
В значительной мере влиянием известного немецкого Физиолога и психолога Б.
Прейера объясняется убеждение Каптерева в пластичности человеческой наследственности и, следовательно, значи

[Back]