на наследование благоприобретенных в индивидуальной жизни качеств оставался дискуссионным. Одну из крайних позиций отстаивал видный русский психиатр, психолог и врач И. А. Сикорский. Разделяя взгляды Ламарка, он полагал, что «детям передаются от родителей и предков не одни черты телесной организации, цвет кожи, внешние формы, красота, * но равным образом передаются и нравственные свойства хорошие и дурные особенности характера и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований» (229, 5-6). Более умеренные взгляды представлял, в частности, П. Я . Розенбах. Если условия жизнедеятельности и воспитание, считал он, способствуют проявлению заложенных природой способностей, то наследственная передача таланта у нескольких членов одной семьи и, тем более у нескольких поколений подряд, «не может подлежать сомнению» (224, 11). Относительно наследования нравственных качеств он отмечал: «здесь всегда дана возможность иного объяснения, помимо наследственности» (224, 11). Решающим фактором нравственного воспитания являются условия жизни и самовоспитание личности. Наиболее отвечающей представлениям современной генетики оказалась точка зрения Ф. Гальтона, который в своей книге «Наследственность таланта» (1875 г.), доказывая врожденный характер музыкального слуха, задатков к живописи и поэтическому творчеству, распространял наследственность только на физические, физиологические и психические свойства человека. Наконец, примером генетического детерминизма в литературе пр ошлого века можно считать работы Джемсы и Бэна, проводивших мысль о неизменности природных наследственных признаков, откуда следовал вывод о невозможности средствами воспитания положительно воздейст66 вовать на индивида. |
-66положившего начало генетике, а также эволюционную теорию Дарвина, в которой идея передачи биологических признаков от родителей детям уже присутствовала. В то же время не была достаточно ясна ошибочность теории Ламарка и взгляд на наследование благоприобретенных в индивидуальной жизни качеств оставался дискуссионным. Одну из крайних позиций отстаивал видный русский психиатр, психолог и врач И.А.Сикорский. Разделяя взгляды Ламарка, он полагал, что "детям передаются от родителей и предков не одни черты телесной организации,цвет кожи, внешниеформы, красота,но равным образом передаются и нравственные свойства хорошие и дурные особенности характера и даже нередко наследуется и самый тип умственных дарований" (229,5-6). Более умеренные взгляды представлял, в частности, П.Я. Розенбах. Если условия жизнедеятельности и воспитание, считал он, способствуют проявлению заложенных природой способностей, то наследственная передача таланта у нескольких членов одной семьи и, тем более у нескольких поколений подряд, "не может подлежать сомнению" (224,11). Относительно наследования нравственных качеств он отмечал: "здесь всегда дана возможность иного объяснения, помимо наследственности" (224,11). Решающим Фактором нравственного воспитания являются условия жизни и самовоспитание личности. Наиболее отвечающей представлениям современной генетики оказалась точка зрения Ф. Гальтона, который в своей книге "Наследственность таланта" (1875 г.), доказывая врожденный характер музыкального слуха, задатков к живописи и поэтическому творчеству, распространял наследственность только на Физические, физиологические и психические свойства человека. Наконец, примером генетического детерминизма в литературе прошлого века можно считать работы Джемса и Бэна, проводивших -67мысль о неизменности природных наследственных признаков, откуда следовал вывод о невозможности средствами воспитания положительно воздействовать на индивида. Эта позиция вызывала решительное несогласие у П. Ф. Каптерева. Исходя не только из своего представления о биологической природе человека, но и из опыта воспитания и профессиональной подготовки умственно отсталых детей, он полагал, что слабые способности крепнут, развиваются, становятся прочнее от соответствующих упражнений, а отрицательные задатки и свойства характера могут подавляться воспитанием и самовоспитанием. Подчеркивая значение анатомо-Физиологической и психологической наследственности, Каптерев отрицательно относился к идее передачи интеллектуальных и нравственно-волевых качеств. • "Наследовать от родителей мы можем, конечно, лишь нервную систему и телесный организм, а духовные способности настолько, насколько они обусловлены строением нервной системы и всего организма. В нервной же системе ни один Физиолог не в состоянии указать в настоящее время центра живописи, музыки, математики, характера и пр., следовательно, о прямом наследовании такого рода талантов не может быть и речи" С98,40-41). Не разделяя вульгарных представлений о наследовании приобретенных в опыте индивидуальной жизни способностей, ученый, вслед за Л. Донкастером Сем. 160), допускал, что неблагоприятные Факторы, воздействуя на организм, с одной стороны, вызывают обнаруживающиеся в Фенотипе изменения, а, с другой, отражаясь в наследственной основе, могут закрепляться в изменениях генотипа. Так, некоторые болезни поражают половые клетки родителей и уже опосредованно через наследственность передаются детям. В значительной мере влиянием известного немецкого Физиолога и психолога Б. Прейера объясняется убеждение Каптерева в пластичности человеческой наследственности и, следовательно, значи |