Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 69]

ределяст разнообразие человеческих личностей, различие их характеров, способностей и качеств.
Наряду с генетически обусловленными индивидуальными особенностями человека, выделяется родовая, общечеловеч еская наследственность, или, иначе говоря, генетическая основа человека как биологического рода.
Совершенно очевидно, что воспитание в попытках создать человека в соответствии с идеалом совершенства наталкивается и на эту преграду,
представляющуюся абсолютной, во всяком случае, антропологам XIX века.
Биологическую наследственность и определяемые ею физиологические и психологические закономерности жизни и развития организма Каптерев относил к природе человека.

«Унаследование свойство есть природа субъекта» (112, 45).
Естественно, что при таком понимании природы человека педагог ическая значимость биологических знаний о человеческом организме (а нтропологических наук по терминологии XIX века) становится чрезв ычайно высокой.
Отчетливо осознавая это, русский педагог отмечает: «Нужно хорошо знать основные свойства человеческой природы и главнейшие условия ее развития; нужно быть обстоятельно знакомым с частной наследственностью человека.
Недочеты в указанных знаниях легко могут привести к неудаче воспитания...» (112, 44).
Другими факторами, ограничивающими возможности воспитания, являются, по Каптереву, внешняя природа и человеческое общество.
В вопросе о влиянии внешних природных условий на развитие человека Каптерев не учитывал опосредующей роли преобразованной, окультуренной среды, и поэтому
оказался близок к позиции географического детерминизма.
Что же касается взаимосвязи общества и педагогического процесса, то он справедливо подчеркивал приоритет
первого.
«Потребовать, чтобы воспитание переделывало по-своему жизнь, руководило сю, нельзя.
Воспитание гораздо чаще идет за жизнью и обществом, чем жизнь и общество за воспитанием» (112,44).
Тем самым, педагогический
[стр. 69]

-69человек есть то, что получается от процесса саморазвития (112,43).
Возможности воспитания ограничиваются особенностями индивидуальной наследственности каждого отдельного человека, которая определяет разнообразие человеческих личностей, различие их характеров, способностей и качеств.
Наряду с генетически обусловленными индивидуальными особенностями человека,выделяется родовая, общечеловеческая наследственность, или, иначе говоря, генетическая основа человека как биологического рода.
Совершенно очевидно, что воспитание в попытках создать человека в соответствии с идеалом совершенства наталкивается и на эту преграду,
представлявшуюся абсолютной, во всяком случае антропологам XIX века.
Биологическую наследственность и определяемые ею Физиологические и психологические закономерности жизни и развития организма Каптерев относил к природе человека.

"Унаследованное свойство есть природа субъекта" С112,45).
Естественно, что при таком понимании природы человека педагогическая значимость биологических знаний о человеческом организме (антропологических наук по терминологии XIX века) становится чрезвычайно высокой.
Отчетливо осознавая это, русский педагог отмечает:"Нужно хорошо знать основные свойства человеческой природы и главнейшие условия ее развития; нужно быть обстоятельно знакомым с частной наследственностью человека.
Недочеты в указанных знаниях легко могут привести к неудаче воспитания.
.." (112,44).
Другими Факторами, ограничивающими возможности воспитания, являются, по Каптереву, внешняя природа и человеческое общество.
В вопросе о влиянии внешних природных условий на развитие человека Каптерев не учитывал опосредующей роли преобразованной, окультуренной среды, и поэтому
близок к позиции географического детерминизма.
Что же касается взаимосвязи общества и педагогического процесса, то он справедливо подчеркивал прио


[стр.,70]

ритет первого.
"Требовать, чтобы воспитание переделывало по своему жизнь, руководило ею, нельзя.
Воспитание гораздо чаще идет за жизнью и обществом, чем жизнь и общество за воспитанием" (112,44).
Тем самым, педагогический
процесс не рассматривается изолированным от общественной жизни, от социокультурной среды, в которой он осуществляется.
Более того, воспитание, по Каптереву, есть культурно-историческое явление, оно возникает как Феномен человеческой культуры и призвано Формировать человека как культурное существо.
Поэтому и воспитательный идеал, вырабатываемый в обществе, воплощает цели и потребности, представления о должном и необходимом, свойственные культуре этого общества.
Объективная детерминированность педагогического процесса природными и социокультурными Факторами не означает, что воспитание утрачивает свою значимость.
Если бы воспитание было совершенно бессильно, то необходимость в нем просто бы отпала.
Объективные Факторы, считает Каптерев, определяют границы возможностей воспитания, внутри которых целенаправленное воздействие на развитие личности при соблюдении ряда требований оказывается весьма эффективным.
"Если знать законы развития человеческого организма вообще и частную его наследственность, то человеку можно предлагать такую духовную пищу, которая нужна данному организму, предлагать в надлежащем количестве, правильной смене и с надлежащей приправой...
Поэтому обдуманное искусное воспитание может довольно значительно повлиять на физическое и духовное усовершенствование личности, на образование умственных склонностей и идеалов, на развитие способностей, в том числе воли, характера, сердца" (112,44).
Учитывая, что педагогический процесс складывается из "саморазвития организма" и "самоусовершенствования личности сообразно идеалу", Каптерев очерчивает педагогическую стратегию в от-70

[Back]