Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 90]

тарная, есть уже продолжение воспитания и образования» (125, 689).
Преимуществом семьи является
благоприятная возможность индивидуальн ого подхода к ребенку.
Главная цель общественного воспитания
заключается в развитии общих, типичных, социально значимых качеств личности.
В семье же «на различия детей обращается тщательное внимание, здесь детские особенности вскрываются, определяются, в семье поощряют развитие индивидуальных черт и даже холя их и нежат» (125, 708).
Важной особенностью семьи является особый микроклимат, в котором развиваются нравственные чувства детей.
«Для ребенка же ласка, любовь и нежность, подчеркивает Каптерев, одна из насущных потребностей, дитя легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки.
Без любви и ласки дитя прямо вянет и портится.
А эту любовь, эту ласку оно может найти только в семье» (125,
708).Таким образом, семейное воспитание имеет значительные преимущества перед общественным воспитанием.
«Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словом» (118, 32).
Обосновывая свои позиции, как сторонники, так и противники семейного воспитания апеллировали к реалиям массовой педагогической практики, находя в ней подтверждение собственной правоты.
Тенденциозность такого подхода обнаруживается либо в идеализации народной, крестьянской педагогики, либо в ее односторонне негативной оценке.
Наиболее обстоятельно и объективно состояние семейного воспитания в России конца прошлого века было изучено Н.
В.
Казминым (см.
168).

Казмин исходил из того, что национальное семейное воспитание к началу XX века оставалось фактически крестьянским воспитанием.
Второе обстоятельство, определяющее характер семейного воспитания в России, уровень образованности народа, который к 1905 году составлял всего лишь 21% грамотного населения.
Отсюда более чем скромные возможности родителей в обучении детей, чрезвычайно низкий уровень педаг
о90
[стр. 88]

-88Противоположную позицию занимали те педагоги, которые видели в семье необходимый институт первоначальной социализации.
В этой связи одни из них подчеркивали национальный, этнокультурный аспект воспитания в традиционной русской семье С К.
Д.
Ушинский, Е.
И.
Водовозова, М.
И.
Демков, К.В.
Ельницкий), другие значение семьи для становления человеческой индивидуальности (Ф.
М.
Достоевский, В.
В.
Розанов, И.
А.Сикорский).
Так, Розанов, противопоставляя школе и государству семью, церковь и университет как институты, представляющие цельные и органичные культурные миры, считал именно семью "истинной школой", в которой личность формируется в качестве индивидуально неповторимого лица, внутренне уникальной индивидуальности.
"Лишь семья,писал он,лишь она одна, может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить ее самые одухотворенные, эфирные частицы.
Мы говорим о всем неуловимом, правдивом, религиозном, поэтическом, чего бы ни коснулось: знания, церкви, самой школы, отечества, этой же семьи" (223,222).
И.А.Сикорский также не без основания полагал, что правильно организованная семья это "самая естественная воспитательная среда.
Все другие воспитательные учреждения ясли, приюты, детские сады, школы представляют только суррогаты семьи, и польза их...
определяется тем, насколько они приближаются к семье.
В раннем детстве воспитательное воздействие семьи незаменимо" (226,181).
Наконец, третья группа авторов (П.
Ф.
Каптерев, М.
М.
Манасеина, А.
Н.
Острогорский и другие)справедливо, на наш взгляд, стремилась найти пути к сочетанию общественного и семейного воспитания.
Не отрицая значения общественных учреждений в Формировании личности ребенка, П.
Ф.
Каптерев подчеркивал первичность семьи.
"Первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже и элементарная, есть уже продолжение воспитания и образования" (125,689).
Преимуществом семьи является
возможность индивидуального подхода к ребенку.
Главная цель общественного воспита


[стр.,89]

-89ния заключается в развитии общих, типичных, социально значимых качеств личности.
В семье же "на различия детей обращается тщательное внимание, здесь детские особенности вскрываются, определяются, в семье поощряют развитие индивидуальных черт и даже холят их и нежат" (125,708).
Важной особенностью семьи является особый микроклимат, в котором развиваются нравственные чувства детей.
"Для ребенка же ласка, любовь и нежность,-подчеркивает Каптерев,одна из насущных потребностей, дитя легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки.
Без любви и ласки дитя прямо вянет и портится.
А эту любовь, эту ласку оно может найти только в семье" (125,708).

Таким образом, семейное воспитание имеет значительные преимущества перед общественным воспитанием.
"Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словом" (118,32).
, Обосновывая свои позиции, как сторонники, так и противники семейного воспитания апеллировали к реалиям массовой педагогической практики, находя в ней подтверждение собственной правоты.
Тенденциозность такого подхода обнаруживается либо в идеализации народной, крестьянской педагогики, либо в ее односторонне негативной оценке.
Наиболее обстоятельно и объективно состояние семейного воспитания в России конца прошлого века было изучено Н.
В.
Казминым (см.
168).

Н.
В.
Казмин исходил из того, что национальное семейное воспитание к началу XX в.
оставалось Фактически крестьянским воспитанием Второе обстоятельство, определяющее характер семейного воспитания в России, уровень образованности народа, который к 1905 году составлял всего лишь 21/.
грамотного населения.
Отсюда более чем скромные возможности родителей в обучении детей, чрезвычайно низкий уровень педагогических
знаний, непонимание важности образования, масса пережитков и предрассудков в воспитании.
Еще один фактор сословное деление русского общества.
В среде рабочих, ре

[Back]