Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 91]

гических знаний, непонимание важности образования, масса пережитков и предрассудков в воспитании.
Еще один фактор сословное деление русского общества.
В среде рабочих, ремесленников,
купцов, мещан, и нтеллигенции, дворянства существовали разные стили воспитания, обусловленные правовым, материальным, культурным положением, уровнем образованности, национальными особенностями, религиозной принадлежностью и многими другими обстоятельствами.
Однако общим для городских и сельских семей были низкая педагогическая культура родителей, ранняя профессиональная направленность обучения и сословная ограниченность, получившие отражение в русской художественнопедагогической литературе (С.
Т.
Аксаков, И.
А.
Гончаров, Г.
И.
Успе нский, А.
П.
Чехов, М.
Горький, Л.
Н.
Толстой, А.
Н.
Толстой, Н.
Г.
ГаринМихайловский, Ф.М.
Достоевский и другие).

г Весьма критично Казмин отнесся к тому, что крестьянское воспитание отличается цельностью и глубокой нравственностью.
Такое представление сложилось благодаря национальному течению в педагогике, которое связывало крестьянское воспитание с влиянием православия, с патр
иархатьным укладом народной жизни, с близостью к природе.
Так,
Ушинский, в частности, писал: «Какая-то особенная теплота, задушевность, сердечность отношений, не допускающая мысли об эгоистической отдельности одного лица от другого, составляет отрадную черту характера славянской семьи» (245, 482).
Реальность воспитания в крестьянской семье, считает Казмин, совсем иная.
Дети были лишены возможности пол учить хотя бы начальное образование в школе, их «воспитание» было уличным.
Свежий воздух, поле, лес, река, коллективные игры все это развивало в детях активность, самостоятельность, наблюдательность, ф
изическое качества, но не было в собственном смысле воспитанием.
На детей ложились труды и обязанности по хозяйству.
Помощь родителям в ведении домашнего хозяйства формировала у мальчиков психологию
91
[стр. 89]

-89ния заключается в развитии общих, типичных, социально значимых качеств личности.
В семье же "на различия детей обращается тщательное внимание, здесь детские особенности вскрываются, определяются, в семье поощряют развитие индивидуальных черт и даже холят их и нежат" (125,708).
Важной особенностью семьи является особый микроклимат, в котором развиваются нравственные чувства детей.
"Для ребенка же ласка, любовь и нежность,-подчеркивает Каптерев,одна из насущных потребностей, дитя легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки.
Без любви и ласки дитя прямо вянет и портится.
А эту любовь, эту ласку оно может найти только в семье" (125,708).
Таким образом, семейное воспитание имеет значительные преимущества перед общественным воспитанием.
"Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словом" (118,32).
, Обосновывая свои позиции, как сторонники, так и противники семейного воспитания апеллировали к реалиям массовой педагогической практики, находя в ней подтверждение собственной правоты.
Тенденциозность такого подхода обнаруживается либо в идеализации народной, крестьянской педагогики, либо в ее односторонне негативной оценке.
Наиболее обстоятельно и объективно состояние семейного воспитания в России конца прошлого века было изучено Н.
В.
Казминым (см.
168).
Н.
В.
Казмин исходил из того, что национальное семейное воспитание к началу XX в.
оставалось Фактически крестьянским воспитанием Второе обстоятельство, определяющее характер семейного воспитания в России, уровень образованности народа, который к 1905 году составлял всего лишь 21/.
грамотного населения.
Отсюда более чем скромные возможности родителей в обучении детей, чрезвычайно низкий уровень педагогических знаний, непонимание важности образования, масса пережитков и предрассудков в воспитании.
Еще один фактор сословное деление русского общества.
В среде рабочих, ре


[стр.,90]

-90месленников, купцов, мещан, интеллигенции, дворянства существовали разные стили воспитания, обусловленные правовым, материальным, культурным положением, уровнем образованности, национальными особенностями, религиозной принадлежностью и многими другими обстоятельствами.
Однако общим для городских и сельских семей были низкая педагогическая культура родителей, ранняя профессиональная направленность обучения и сословная ограниченность, получившие отражение в русской художественно-педагогической литературе СС.
Т.
Аксаков, И.
А.
Гончаров, Г.
И.
Успенский, А.
П.
Чехов, М.
Горький, Л.
Н.
Толстой, А.
Н.
Толстой, Н.
Г.
Гарин-Михайловский, Ф.
М.
Достоевский и другие).

Весьма критично Н.
В.
Казмин отнесся к тому, что крестьянское воспитание отличается цельностью и глубокой нравственностью.
Такое представление сложилось благодаря национальному течению в педагогике, которое связывало крестьянское воспитание с влиянием православия, с патриархальным
укладом народной жизни, с близостью к природе.
Так,
К.
Д.
Ушинский, в частности, писал: "Какая-то особенная теплота, задушевность, сердечность отношений, не допускающая мысли об эгоистической отдельности одного лица от другого, составляет отрадную черту характера славянской семьи" (245,482).
Реальность воспитания в крестьянской семье, считает Казмин, совсем иная.
Дети были лишены возможности получить хотя бы начальное образование в школе, их "воспитание" было уличным.
Свежий воздух, поле, лес, река, коллективные игры все это развивало в детях активность, самостоятельность, наблюдательность, Физические
качества, но не было в собственном смысле воспитанием.
На детей ложились труды и обязанности по хозяйству.
Помощь родителям в ведении домашнего хозяйства Формировала у мальчиков психологию
"мужика", у девочек "хозяйки".
Здесь были как положительные, так и отрицательные стороны, однако не было широты взгляда, свободы суждений, чувства личного достоин

[Back]